Опытно – экспериментальная работа по обучению сюжетно - ролевой игре
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Организация
и методика проведения экспериментальной работыСтраница 5
2) Внимательное ведение наблюдения, быстрое, четкое и объективно достоверное фиксирование того, что подлежит изучению.
3) Выбранные факты фиксировались достаточно полно. (Здесь могут применяться разные приемы сокращенной записи: специальные знаки и условные обозначения, а также фото-, киносъемка.)
Наблюдение дает ценные факты лишь тогда, когда оно ведется последовательно, систематично, например в одно и то же время, за одними и теми же детьми. Примером таких систематических наблюдений могут служить дневники, характеризующие развитие одного или нескольких детей на протяжении некоторого периода времени (например, от рождения до 3 или 5 лет). На таком «продольном» исследовании построен и монографический метод (Д. Б. Эльконин[82;83], и др.). Исследование изменений, происходящих в психической деятельности изучаемого ребенка в разные моменты его жизни, позволяет ученому не только вскрыть этапы и особенности психического развития данного ребенка, но и проводить разнообразное сравнительное изучение развития разных детей.
В своей работе мы использовали организацию метода наблюдения, предложенную В. Р. Ларкиным [41]. Данный метод позволяет получить наиболее объективные результаты по следующим параметрам:
1) Адекватность самостоятельных действий с игрушками;
2) Использование предметов-заменителей;
3) Содержание игровых действий;
4) Характер игровых действий;
5) Степень обобщенности игровых действий;
6) Способ выполнения игрового действия;
7) Преобладающее содержание игры;
8) Разнообразие сюжетов игр;
9) Целенаправленность игры;
10) Способность сформулировать игровую цель
и поставить игровую задачу;
11) Сопровождение самостоятельной игры речью;
12) Речевая активность во время совместной игры;
13) Продолжительность самостоятельной игры;
14) Продолжительность игры со взрослыми;
15) Продолжительность игры со сверстниками;
16) Интенсивность игрового поведения;
17) Контакты со сверстниками в процессе игры;
18) Контакты со взрослыми в процессе игры;
19) Предпочтительность контактов в игре;
20) Средства, используемые для взаимодействия с партнером по игре;
21) Способность согласовывать свои действия с действиями партнера по игре;
22) Отношения между детьми в игре;
23) Наличие конфликтов в совместной игре;
24) Способы поведения во время конфликтных ситуаций;
25) Эмоциональные реакции во время игры;
26) Отношение к роли во время игры;
27) Особенности ролевого диалога;
28) Предпочтения в выборе роли;
29) Участие ребенка в распределении ролей без участия взрослого;
30) Выполнение правил во время игры со сверстниками;
31) Выполнение правил во время игры со сверстниками
32) при участии взрослого;
33) Уход от реальности;
34) Проявления творчества в игре;
35) Предпочитаемые виды игр.
Результаты были получены в ходе многократных наблюдений, как кратковременных (3-5 минут), так и длительных (15-20 минут). Далее, полученные результаты соотносились с 4 уровнями предложенными Д.Б. Элькониным[83.с.132];
Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков. Поведение как психологическая категория
Основной задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющееся поведение личности». Определить понятие - значит раскрыть его содержание через род - подведение определяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие. Отклоняющееся поведение - это прежде всего некая форма поведения личности, ему присущи все основны ...
Ограничапия и содержание специальной психологической помощи в зависимости
от возраста нуждающихся в ней
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других - более легкие и поддающиеся коррекционно-педа ...
Возраст
обратившихся на “ТД” – от 3 лет до пожилого возраста.
1996
год
1997
год
1998
год (январь - апрель
)
1998
год (сентябрь март 1999
Март-1999 по июнь 2000 года
Средние показатели за 1996-2000 гг.
До 13 лет
10 %
26 %
13 %
16 %
9 %
16 %
13-17
лет
42 %
39 %
35 %
53 %
32 %
38 %
17-24
гг.
24 %
13 %
15 %
13 %
2 ...