Особенности формирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Формирование личности подростка в семьеСтраница 1
Семья как специфичная закрытая система воспитания, воздействует на человека на протяжении, всей его жизни: то, что в детские годы приобретается в семье, будет перенесено в дальнейшие периоды жизни, а усвоенная модель семейного воспитания будет переноситься из поколения в поколение. С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями. Так, Э. Фромм, исследуя проблему становления личности в современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с характера родителей и развивается в ответ на их характер [18, .с.144].
К. Хорни полагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной враждебностью). В данном случае у ребенка развивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир, приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен. Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад характера [10, c. 54].
Э. Эриксон установил зависимость личностных особенностей ребенка от его отношений с родителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон отмечал, что в подростковом возрасте формируется идентификация личности или спутанность ролей, когда перед ребенком встает задача осмыслить его различные социальные роли (сына или дочери, ученика, друга и т.д.) Выработанные на предыдущих стадиях положительные качества значительно повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию. У недоверчивого, стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией [11, c. 214].
А. Адлер видел причины невроза в особенностях детского развития. Понимая невроз как нарушенный стиль жизни, Адлер считал одной из основных причин его формирования неправильное воспитание ребенка. Он указывает на две крайности в воспитании: вседозволенность и отвергание ребенка, лишение его необходимой поддержки, в результате чего у ребенка формируется нереалистичное представление о своем “Я”, чувство неполноценности и стремление к его компенсации [1, c. 56].
К. Юнг в своей работе указывает на решающую роль семьи и родителей в формировании личности ребенка. Как считает Юнг, “нервные и психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны, можно сказать, исключительно на нарушениях психической сферы родителей” [6, c. 67]. По мнению Юнга, на развитие у ребенка нервной патологии сильное влияние оказывают психическое состояние, проблемы и образ жизни его родителей, а также атмосфера в семье и методы воспитания. Родители почти всегда являются “либо прямыми инициаторами невроза у ребенка, или по крайней мере его важнейшими компонентами” [12, c. 17].
Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений, которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка. В. Сатир, обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей - «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны - и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия» [14, c.21].
Специфика личностного развития современных мужчин
В рамках феминистского и гендерного анализов проблемы родительства было убедительно показано, что родительство обусловлено не столько биологическими, сколько социокультурными факторами. Так, в подавляющем большинстве традиционных и современных обществ, именно за женщиной в силу ее репродуктивных способностей закрепляется роль воспитател ...
Выводы
Методика диагностики межличностных отношений - создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. Выбор данной методики связан с тем, что используя ее в данном эксперименте можно выявить преобладающие типы отношений к людям. Эта методика получила применение в исследовании взаимоотношений в производственных коллективах.
При исследова ...
Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы
Задачи программы:
1. Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста.
2. Повышение квалификации педагогов по проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста
Представленная коррекционная программа была направлена, прежде всего, на шлифовку внимания. Она предназначена для учащихся, испытывающих трудности ...