Опытно – экспериментальная работа по обучению сюжетно - ролевой игре
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Организация
и методика проведения экспериментальной работыСтраница 3
Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данной группы круг таких материалов невелик. Это небольшое количество надувных модулей, которые маленький ребёнок может свободно перемещать. Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и пр. Кроме того, целесообразно иметь ёмкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
Для игры детей, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
В пространстве группового помещения достаточно иметь 3- 4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развёртывания бытовой тематики. В МОДУ №86 детский сад комбинированного вида имеются два специализированных пространства, которые мы использовали в своём эксперименте :
1) Зона связанная с сюжетно – ролевой игрой «Больница» - которую мы использовали в формирующем и контрольном экспериментах;
2) Зона для соответствующей игры «Парикмахерская» - которую мы использовали на этапе констатирующего эксперимента.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колёсах, пластмассовых ёмкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям. Набор игровых материалов используемый в эксперименте сведён нами в таблицу (См. Приложения№1 )
Методы фиксации экспериментальной работы:
1) Фотосъёмка;
2) Видеосъёмка;
3) Протокол обследования игровой деятельности, который мы составили, опираясь на предложенную В. Р. Ларкиным [41]схему.
Методы исследования:
Эксперимент (констатирующий и формирующий). Основной метод констатирующего исследования представляет собой стороннее наблюдение за произвольной, не организованной игрой детей. Особенность наблюдения как метода психологического изучения ребенка состоит в том, что исследователь фиксирует действия, высказывания, поступки, которые совершают дети в повседневной жизни. Данный метод был выбран нами ввиду того, что он отличается следующими положительными чертами:
1. Исследователь собирает факты естественного поведения ребенка. Не зная, что за ними кто-то следит (а это является первейшим условием использования метода наблюдения), дети ведут себя свободно, и поэтому ученый получает жизненно правдивые факты.
2. Фиксируя поведение детей, исследователь видит каждого ребенка как целостную личность. Каждую реплику или действие ребенка он воспринимает не изолированно, не обособленно, но в связи с другими действиями, словами или поступками. Поэтому для исследователя каждый факт воспринимается как звено, как элемент всей системы проявлений изучаемой личности.
Заключение по результатам психологического обследования детей с
отклонениями в развитии
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных - итоговое.
Итоговое психологическое заключение является ...
Психологическая помощь детям, лишённым родительского попечительства
Я хотела бы рассмотреть вопрос психологической помощи детям – сиротам и детям, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.
Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе: могут быть отклонения в физическом и психическом развитии, выявляется задержка умственного раз ...
Особенности студенческого возраста
Современные студенты – это, прежде всего, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека. По международной классификации, завершение юности и начало взрослости начинается для женщины с 20 лет, а для мужчины – с 21 года. Следовате ...