Методы исследования, результаты и их обсуждение
Страница 4

Целью первого этапа эксперимента явилось определение наиболее оптимальных психолого-педагогических условий развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

Задачи:

1. Разработать и апробировать систему работы с использованием дидактических игр и упражнений, направленную на развитие зрительной образной памяти.

2. Разработать и апробировать систему работы на основе сочетания дидактических игр и упражнений, направленных на развитие зрительной образной памяти с упражнениями на активизацию мозговых структур у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Сравнить степень эффективности апробированных систем работы.

Были разработаны две экспериментальные системы работы по развитию зрительной образной памяти. В первой работа шла с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на развитие зрительной образной памяти. Программа реализовывалась с ЭГ I. Вторая программа предполагала использование игр и упражнений на развитие зрительной образной памяти в сочетании с упражнениями, активизирующими и стабилизирующими работу мозговых структур. Программа апробирована с ЭГ II.

Общим в программах было то, что они:

- Проводились в групповой форме;

- Реализовывались в форме одинаковых дидактических игр и упражнений;

- Включали в себя предварительную работу по развитию восприятия, внимания и обогащению перцептивного зрительного опыта;

- Соблюдали поэтапность проведения каждого занятия: от упражнений на сосредоточение внимания, развития восприятия и обогащение перцептивного зрительного опыта до проведения игр и упражнений на развитие памяти;

- Состояли из 15 занятий, проходящих 3 раза в неделю.

Дополнительно во вторую программу перед играми на развитие памяти были включены упражнения по активизации и стабилизации работы полушарий головного мозга.

Остановимся на описании специфика первой программы.

Программа, реализуемая с ЭГ I, состояла из трёх этапов: подготовительного, основного, заключительного. На каждом этапе первоначально применялись упражнения по активизации зрительного и слухового внимания, развитию восприятия и обогащению перцептивного зрительного опыта, затем игры и упражнения, развивающие зрительную образную память. В конце занятия предлагались глазодвигательные упражнения. Игры и упражнения, использованные в программе, взяты из пособий Л.В. Артёмовой, Ю. Афонькиной, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой, Г. Урунтаевой, И. Ярушиной. (Приложение 3).

Целью подготовительного этапа было настроить ребёнка на активную работу, ознакомить с базовыми заданиями. Здесь использовались с различными вариантами усложнений такие игры на активизацию внимания как «Слушай своё имя», «Хлопай в ладоши», «Тени», «Выбери такой же зонт». Вариативно применялись упражнения на развитие памяти: «Раскрась петушка», «Запомни и назови», «Составь картинку», «Собери урожай», предполагающие запоминание, сохранение и воспроизведение до 4-х признаков предмета (Приложение 3).

Целью основного этапа было обучить детей способам запоминания: вербализация (открытая / внутренняя), смысловая группировка, ассоциации (по сходству, по противоположности); использование синестезических комплексов (опора на зрительные, вкусовые, тактильные ощущения одновременно); сокращение информации с абстрагированием от деталей; воспроизводящее повторение; цепной метод (складывание цепочки мысленных образов) контролю своих действий.

Здесь использовались такие упражнения на активизацию внимания как «Будь внимателен», «Карлики-великаны», «Придумай слово на букву…», «Нелепицы», «Разрезные картинки», «Разукрась как на образце» с различными вариантами усложнений. Применялись упражнения, направленные на развитие памяти: «Разноцветные коврики», «Домики», «Соберём урожай», «Запомни и назови», «Найди такой же», «Рукавички» (Приложение 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Феномен интериоризации с точки зрения ученых
По мнению К. В. Рубчевского, интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. культурно-историческая теория Л. С. Выготского основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на с ...

Методики диагностики внимания
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет. Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизо ...

Особенности формирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Формирование личности подростка в семье
Семья как специфичная закрытая система воспитания, воздействует на человека на протяжении, всей его жизни: то, что в детские годы приобретается в семье, будет перенесено в дальнейшие периоды жизни, а усвоенная модель семейного воспитания будет переноситься из поколения в поколение. С точки зрения авторов классических направлений психоте ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru