Методы исследования, результаты и их обсуждениеСтраница 8
Как видно из таблицы, у испытуемых КГ показатели развития зрительной образной памяти остались без изменений, в то время как в экспериментальных улучшились: в ЭГ I – на 14%, в ЭГ II – на 42%.
Рис. 6 Динамика изменений развития памяти по методике «Узнавание фигур»
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают:
1. произошло незначительное повышение продуктивности зрительной образной памяти в контрольной группе при более отчетливых количественных и качественных позитивных изменениях в экспериментальных группах. Это выражается в следующем:
- уровень развития зрительной образной памяти старших дошкольников с нарушениями зрения повысился - стал преобладать высокий уровень;
- увеличились объем и продуктивность памяти;
- дети преимущественно прибегают к частичному способу запоминания;
- сохраняются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;
- легче запоминать и воспроизводить изображение конкретных предметов, чем абстрактных, однако разрыв в количестве правильно воспроизведённых конкретных и абстрактных фигур значительно сократился;
- дети чаще используют такие приёмы запоминания как вербализация, ассоциативные методы, смысловая группировка;
- дошкольники стали применять несколько способов запоминания одновременно;
- увеличилась концентрация внимания и его распределение.
- повысился уровень самоконтроля и самоорганизации.
- отмечается положительный фон настроения при выполнении упражнений.
- улучшилась дифференцировка схожих признаков (цвет, форма, размер)
2. наиболее эффективное развитие зрительной образной памяти происходит при применении системы работы с использованием дидактических игр, развивающих зрительную образную память в сочетании с упражнениями на активизацию и стабилизацию работы полушарий головного мозга. Программа позволила:
- достичь более легкого овладения детьми приёмами запоминания, умения их сочетания и использования в новых условиях;
- изменить характер воспроизведения (ребенок свободно меняет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению, вызывает образ предмета не только внешними предметными сигналами, но и произнесённым словом);
- сформировать четкую структуру зрительных образов и развить способность связывать образы с прошлым опытом;
- улучшить состояние общей и мелкой моторики
Таким образом, специально организованная деятельность с детьми 5-6 лет с нарушениями зрения в форме дидактических игр и упражнений, направленной на развитие зрительной образной памяти способствовала повышению уровня её развития.
Наше предположение о том, что эффективность развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения возрастает при условии сочетания дидактических игр и упражнений с упражнениями, активизирующими полушария головного мозга, получило подтверждение.
Эмпирическое исследование влияния личностных
особенностей на образ профессионального будущего у молодого специалиста. Цели и задачи исследования
Цель:
Изучить влияние личностных особенностей молодого специалиста на формирование образа профессионального будущего.
Задачи:
1. Разработка психодиагностического комплекса, позволяющего выявить влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего.
2. Эмпирическое исследование влияния личностных ос ...
Роль матери в формировании девочки подростка
Актуальность темы: « Роль матери в жизни девочки-подростка особенно велика». Стираются многие традиции, умирают стереотипы, и роль женщины меняется вместе со временем.
Для того, чтобы выявить предпосылки развития современного типа женщины необходимо обратится к проблеме воспитания девочки-подростка, так как девочка – будущая женщина. Х ...
Исследование темперамента в России
Исследования темперамента и его физиологической базы ведутся в ряде направлений отечественной психологии. Далее будет рассмотрено только одно из них, в русле которого были получены данные о роли генотипа и среды в детерминации темперамента. Основоположниками этого направления являются Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, создавшие школу диффер ...