Методы исследования, результаты и их обсуждение
Страница 8

Как видно из таблицы, у испытуемых КГ показатели развития зрительной образной памяти остались без изменений, в то время как в экспериментальных улучшились: в ЭГ I – на 14%, в ЭГ II – на 42%.

Рис. 6 Динамика изменений развития памяти по методике «Узнавание фигур»

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают:

1. произошло незначительное повышение продуктивности зрительной образной памяти в контрольной группе при более отчетливых количественных и качественных позитивных изменениях в экспериментальных группах. Это выражается в следующем:

- уровень развития зрительной образной памяти старших дошкольников с нарушениями зрения повысился - стал преобладать высокий уровень;

- увеличились объем и продуктивность памяти;

- дети преимущественно прибегают к частичному способу запоминания;

- сохраняются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;

- легче запоминать и воспроизводить изображение конкретных предметов, чем абстрактных, однако разрыв в количестве правильно воспроизведённых конкретных и абстрактных фигур значительно сократился;

- дети чаще используют такие приёмы запоминания как вербализация, ассоциативные методы, смысловая группировка;

- дошкольники стали применять несколько способов запоминания одновременно;

- увеличилась концентрация внимания и его распределение.

- повысился уровень самоконтроля и самоорганизации.

- отмечается положительный фон настроения при выполнении упражнений.

- улучшилась дифференцировка схожих признаков (цвет, форма, размер)

2. наиболее эффективное развитие зрительной образной памяти происходит при применении системы работы с использованием дидактических игр, развивающих зрительную образную память в сочетании с упражнениями на активизацию и стабилизацию работы полушарий головного мозга. Программа позволила:

- достичь более легкого овладения детьми приёмами запоминания, умения их сочетания и использования в новых условиях;

- изменить характер воспроизведения (ребенок свободно меняет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению, вызывает образ предмета не только внешними предметными сигналами, но и произнесённым словом);

- сформировать четкую структуру зрительных образов и развить способность связывать образы с прошлым опытом;

- улучшить состояние общей и мелкой моторики

Таким образом, специально организованная деятельность с детьми 5-6 лет с нарушениями зрения в форме дидактических игр и упражнений, направленной на развитие зрительной образной памяти способствовала повышению уровня её развития.

Наше предположение о том, что эффективность развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения возрастает при условии сочетания дидактических игр и упражнений с упражнениями, активизирующими полушария головного мозга, получило подтверждение.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Методы исследования, результаты и их обсуждение
Cуществует огромное количество разнообразных методик, с помощью которых исследуются особенности зрительной образной памяти. Представим некоторые из них. Методика «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» (приложение 5). Целью методики являлось определение уровня развития, объёма и особенностей произвольной зрительной обр ...

Эмоциональные особенности формирования личности и характер межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому с ...

Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия
Психические состояния каждого человека индивидуальны. Однако, всегда можно выделить положительные и отри­цательные психические состояния разных людей. Приме­ром положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных — трево­га, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п. Депривация — это сост ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru