Другая психология » Предмет, задачи и особенности психологии как науки » Основные этапы становления научной психологии

Основные этапы становления научной психологии
Страница 3

По Аристотелю, общие понятия (а речь о них) существуют как реальность (т. е. существует не только индивид, но и вид) и, продвигаясь по уровням абстракций, ум мудреца приближается к божественному, вечному, абсолютному, становясь и сам его подобием, и — обретает бессмертие. В каком-то отношении можно сказать, что в идеях Аристотеля частично соединялись, идеи Демокрита и Платона.

На этом мы остановим краткий обзор античной философской психологии — поневоле в нем упущено очень многое, но наша задача — ввести в проблематику, а не дать историко-психологический обзор. Так начиналась психология, так были сделаны первые — умозрительные — попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом? Так сформировался исторически первый предмет психологии — душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

Теперь мы минуем много столетий и обратимся к Новому времени, к европейскому XVII веку. Конечно, это не означает, что ученые средневековья и раннего Возрождения не размышляли о природе души; однако именно в XVII веке, в работах ведущих философов сложились концепции нового типа, пытавшиеся рационально, т. е. на основе разума (и веры в его могущество) сформулировать представления о мире и человеке; к этому же времени принадлежат и развернутые попытки создания системы обоснованных (не только на уровне формальной логики) правил, методов рассуждения в науке.

Становление психологии в этот период связано с несколькими выдающимися именами, с основными из которых вы кратко познакомитесь.

Первым из них мы назовем Рене Декарта (1596— 1650), французского мыслителя, автора таких важных для психологии работ, как «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках».

Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т. е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Соответственно, Декарт и рассуждает о них, создавая, по сути, два разных учения.

Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики, примерно по тем же принципам, по которым двигались механические фигуры созданных в то время фонтанов Фонтенбло. Процессы жизни у животных — своего рода заранее «готовые» ответы на внешние воздействия; то, что Аристотель называл растительной и животной душами, для Декарта лишь тонкие и подвижные вещества, называемые «животными духами». Так же механически протекают нервные процессы у человека: нервы — это трубочки, передающие животные духи как газ или ветер. Общая схема такова: от органов чувств по «чувствительным» нервам (сейчас их называют центростремительными или афферентными нервными путями) воздействие поступает в головной мозг, откуда по двигательным нервам (центробежным, эфферентным путям) животные духи поступают к мышцам, заставляя их напрягаться, что вызывает ответное движение. В этой схеме предвосхищена идея рефлекса, возникшая в науке позже, в связи с чем Декарта часто называют «отцом физиологической психологии».

Итак, «есть простая схема» описывающая телесное поведение. В равной ли степени она описывает животное и человека? По Декарту, нет. Люди обладают разумом; животные же бездуховны, они не мыслят. Именно разумная душа составляет сущность человека, она позволяет ему управлять своим поведением. Мышление (главное свойство души) включает, по Декарту, все, что происходит в сознании, по существу, оно равно сознанию: ум—это и интеллект и память, и чувство. Так, «душа мыслит боль». Главное, однако, это собственно мышление, интеллектуальная деятельность. Знаменитая фраза Декарта «Мыслю, следовательно, существую» вытекает из его попытки найти нечто, не подвергаемое сомнению; таким несомненным фактом является факт наличия самого сомнения, а, следовательно, мышления. Таким образом, душа в системе Декарта оказалась интеллектуализирована; к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Тем самым душа оказалась равной сознанию, тому, что человеку дано в его мышлении о своем внутреннем мире; эта традиция сохранилась в психологии надолго.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Воображение и творчество
Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Таким образом, не смотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое пре ...

Характеристика основных направлений психотерапии
Характеристика трех основных направлений в психотерапии Динамическое Поведенческое Опытное Основные жалобы Вытеснение, первичные потребности и влечения, вытесненные в бессознательное (сексуальные репрессии) Беспокойство, тревога, страх Раздражение, отчуждение Концепция патологии Конфликт между бессознат ...

Несколько слов о психической депривации…
Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru