Другая психология » Предмет, задачи и особенности психологии как науки » Основные этапы становления научной психологии

Основные этапы становления научной психологии
Страница 2

Итак, по Демокриту, душа материальна.

Иное представление развивает младший современник Демокрита «князь философов» Платон (428— 348 гг. до н. э.).

Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи - общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе, до всего, как своеобразный замысел; всякая вещь, всякое существо, всякое свойство, важнейшие ценности бытия — истина, благо, прекрасное, справедливость — существуют лишь потому, что есть идея (идея человека, идея прекрасного, идея равенства, отношений и т. д.). Идеи образуют свой мир, невидимый для нас; человек может стараться постичь идею посредством разума, но в полной мере они доступны богу. Миру идей противостоит мир материи (бесформенного небытия, по Платону); между ними, как посредник, — мировая душа.

По Платону, мир — живое существо, душа его не в нем, а окутывает его. Мировая душа одушевляет в том числе звезды и планеты (они — живые божественные существа). Душа человека родствена мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем переселяется в тело человека и теряет гармоничность; задача человека — вернуть гармонию через познание. Строго говоря, мы, по Платону, не столько познаем, сколько вспоминаем то, что душа уже знала в своем совершенном состоянии.

Человеческая душа направляется разумом, подобно тому, как колесница направляется возничим; при правильном управлении душа возвышается и приближается к исходной гармонии. При ином исходе душа не успевает «очиститься» и по принципу нравственного подобия может, например, переселяться в тела животных и птиц. Душа бессмертна, полагал Платон. Цель души — постижение идей, поэтому душа подобна идее. Размышление — такое ее состояние, когда она беспрепятственно направляется к высшему, вечному, уподобляясь идее; но, в отличие от нее, душа подвижна. По составу, утверждал Платон, душа трояка: он выделяет ум (его местонахождение — в голове), аффективное, т. е. страстное, эмоциональное начало (оно располагается в груди) и вожделения (живут в печени).

Ни у Демокрита, ни у Платона не было специальных больших трудов, посвященных душе. Первый такой труд принадлежит Аристотелю, чей трактат «О душе» стал первым собственно психологическим трудом (но еще в рамках донаучной психологии!), а сам Аристотель (384—322 гг. до н. э.) в связи с этим считается основателем психологии.

Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул , несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате.

Душу он определил как сущность живого тела, т. е. как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, посредством которого человек чувствует, мыслит. Обратите внимание: не душа мыслит, но человек мыслит посредством души.

Аристотель указал и на то, что душа может быть разного рода (или, если хотите, разных уровней). Так, Аристотель (кстати, создатель зоологии и автор «лестницы живых существ» — первой, в сущности, биологической систематики) говорил о существовании растительной души ее свойство — питание), животной души (ощущение) и человеческой души (мышление), причем свойство растительной души наличествуют и у человека, и у животных, свойство животной души наличествуют и у человека.

В целом душа, как сущность живого тела, смертна вместе с телом; однако часть ее, которую мы могли бы на современном языке назвать абстрактным или теоретическим мышлением (в отличие от обыденного эмпирического мышления) Аристотель считает бессмертной. Дело в том, что наше восприятие и наш практический ум имеют дело с наглядными — что важно — с отдельными вещами: с этим столом, этой собакой и т. д. Но с чем, с какой реальностью имеет дело абстрактное мышление? «Человек смертен», — говорим мы, имея в виду человека вообще. Но существует ли человек вообще? Если нет, о чем мы говорим? Если да — то возможно ли его увидеть?

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Проблема интегрированного обучения аномальных детей
Специальная психология и педагогика начала разработку интегративных подходов к обучению в 1976 - 1981 гг., т.е. в тот период развития государства и общества, когда проблема интеграции инвалидов в контексте прав человека еще не поднималась в стране. Исследователи подошли к интегративному обучению в логике развития научных исследований об ...

Связь специальной психологии с другими психологическими направлениями, медицинскими науками
Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. На первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авт ...

Современное состояние образования. Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство составляют на­циональные образовательные системы, значительно раз­личающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Основные глобальные тенденции развития мирового об­разования: • Демократизация образования (обеспечение доступ­ности образования для в ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru