Другая психология » Предмет, задачи и особенности психологии как науки » Основные этапы становления научной психологии

Основные этапы становления научной психологии
Страница 5

Итак, есть единая субстанция. Все вещи, все процессы— это состояния субстанции, или ее модусы. Они вступают в связи, объединяются; человек — это сложный модус, образуемый модусом-душой и модусом-телом, Душа понимается как ум, как модус мышления и состоит из модусов-идей. Человек тем самым (оставаясь целостным!) как бы разделяется на два измерения. Душа есть идея человеческого тела и неотделима от него.

Душа зависит от тела. Часть духа бессмертна (вспомните идею Аристотеля — Спиноза согласен с ним), но индивидуальность гибнет вместе с телом. Душа, по Спинозе, как бы служит телу — она стремится к образам того, что приятно телу, и отвергает образы неприятного Душа, сказали мы выше, состоит из идей. По каким же законам связываются идеи?

Спиноза выдвигает тезис, согласно которому «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»; с этим связана память. «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других», - так формулирует Спиноза правило, называемое теперь законом ассоциации, т. е. специфической связи, устанавливаемой между идеями; тем самым содержание души оказывается зависимым от воздействий, испытанных телом, а связь идей определяется опять-таки законом «вещных», телесных взаимодействий. Этот принцип, отчасти наличествующий и у Декарта (хотя и не сформулированный столь явно), и в работах ряда других философов, стал одним из ведущих в философии и так называемой ассоцианистической психологии, главенствовавшей по существу до начала XX века.

Термин «ассоциация» был введен английским философом, педагогом Джоном Локком (1632—1704), которого иногда называют «отцом общей психологии». Для него ассоциация — один из механизмов мышления, причем не главный; но именно в английской мысли впоследствии возникает собственно ассоциативная психология, где ассоциация становится универсальным объяснительным принципом (Д. Гартли, 1705—1757).

Локк выступил как главный противник Декарта по вопросу о врожденных идеях. Знание, согласно Локку, основывается на опыте. Опыт двояк: его источники — ощущения и рефлексия (под рефлексией понимается наше восприятие того, как мы мыслим, и суждение об этом процессе). Из этих двух источников разум получает идеи — все, что является объектом человеческого мышления. Изначальных же — врожденных — идей нет; человек рождается как «табула раза» — чистая восковая доска, на которой можно написать все, что и будет потом знанием. Эта идея непосредственно соотносится с практикой педагогики и — позже — с проблемами психологии личности и педагогической психологией, составляя основу так называемых «теорий среды», утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий в формировании психики; им будут противостоять «теории развития», утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития и берущие начало от идей французского философа Ж.-Ж. Руссо.

Согласно Локку, идеи ощущений в ходе развития" предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные.

Итак, опыт имеет «атомарный» характер, т. е. Можно выделить простейшие его составляющие; более сложные существуют как сумма простых, связанных по ассоциации.

Идеи Д. Локка активно развивались в ассоцианизме XVIII и XIX"вв.; психология (все еще донаучная!) основное внимание сосредоточивает на изучении умственной деятельности, познания, объясняемого на основе принципа ассоциации, выделения типов ассоциаций и их взаимодействий.

Итак, XVII век ознаменовал новый этап в развитии психологических учений, что нашло воплощение в основных принципах ассоцианизма, явно или неявно присутствовавших в разнообразных теориях XVIII и XIX столетий. Эти теории смогли быть идеалистическими (н-р, Д. Беркли) или материалистическими (Д. Гартли), рассматривать проблемы математического обоснования-психологии (И.-Ф. Гербарт) или обсуждать проблемы наследственной памяти (Г. Спенсер), быть сугубо философскими (Д. Юм) или выходить в практику (Д. Милль) — несмотря на огромное разнообразие подходов, основные принципы ассоцианизма, заложенные в XVII веке, определяли главные черты психологически-ориентированных концепций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Проксемика (личная территория)
Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто оно является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность (дом, машину, его собственную спальню, его личный стул), человек также имеет чётко обозначе ...

Общая теория развития личности
Как уже говорилось выше, по Фрейду, в основе всей психической жизни человека лежат врожденные «первичные влечения». Они образуются из противоречивого сочетания сексуальных инстинктов и влечения к смерти (Эроса и Танатоса). Эти влечения каждого человека в детстве вытесняются из сферы его сознания и образуют «бессознательное», которое як ...

Система образования в Республике Беларусь
Национальная система образования в Республике Бела­русь включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; образовательные учреждения; органы управления образованием. Образовательные учреждения осуществляют: дошкольное воспитание; общее ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru