Основные этапы становления научной психологииСтраница 6
Попробуем их зафиксировать.
Душа понимается как сознание (в его «познавательном» аспекте в первую очередь).
В основе душевной жизни лежат простые элементы (те самые «простые части», которые призывал искать Декарт).
Эти элементы носят чувственный характер (образы ощущений).
Более сложные образования возникают как «сложение» более простых на основе принципа ассоциации.
5. Источник знаний о душе — самонаблюдение; наблюдая, «отслеживая» изменения своего внутреннего мира, исследователь непосредственно обращен к реальности душевной жизни и вправе выносить о ней суждения; чужая же душевная жизнь оказывается недоступной для анализа, хотя предполагается, что законы душевной жизни едины.
Отметим еще одну важную деталь: на этом этапе человек — хотя это и не оговаривалось прямо — понимается по сути как одиночка, живущий среди других наподобие Робинзона; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному; между миром субъекта и остальным миром как бы обозначена, жесткая граница. Таким образом, можно говорить об «индивидуализме» (не в этическом смысле) как о черте ассоцианизма.
В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления; само понятие ассоциации прочно вошло в психологию и активно используется до настоящего времени.
Вместе с тем рассмотрение ассоциации как универсального объяснительного принципа со временем оказывалось явно недостаточным. Так, принцип этот не позволял исчерпывающе объяснять, например, феномен творчества, «сопротивлялись» объяснению на основе идеи «элементаризма» феномены воли, человеческой активности. Бурное развитие естественных наук, прежде всего — физиологии и медицины, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования; ряд открытий — прежде всего в психиатрии — подтвердил наличие у человека бессознательной психической жизни.
Все это обозначало нарастание кризиса ассоцйанизма как универсальной психологической теории. Сначала в рамках ассоцианизма, а затем в противостоянии ему возникают идеи — а затем научные школы — прямо или косвенно опровергающие его основные принципы, как в теоретическом, так и методическом плане.
Диапазон сексуальной приемлемости
Этот вопрос тесно связан с предыдущей темой сексуальных желаний и потребностей. Еще до того, как человек начинает заниматься сексом практически, у него уже имеются определенные представления о сексе. Он что-то слышал от сверстников, что-то от взрослых, слышал анекдоты на эту тему, видел какие-то фильмы, телевизионные передачи. И в итоге ...
Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию
личности государственного служащего в исполнительном органе государственной
власти
В психологии особое внимание уделяется вопросам влияния стрессогенных факторов на работоспособность и надежность профессиональной деятельности человека. Исследователей интересует преимущественно анализ реакции человека на стресс, вызываемых внешними факторами среды. Исследования показали, что под воздействием стресса разной этиологии ух ...
Предмет, задачи и особенности психологии как науки
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему ...