Другая психология » Предмет, задачи и особенности психологии как науки » Основные этапы становления научной психологии

Основные этапы становления научной психологии
Страница 4

Вернемся, однако, к проблеме соотношения души и тела (в психологии она носит название психофизической проблемы; ее частным случаем выступает психофизиологическая проблема, т. е. проблема соотношения мозга и психики). Дело в том, что по этому вопросу в рассуждениях Декарта возникает важное противоречие, отражающее действительную сложность проблемы.

Ведь если душа и тело представляют две субстанции, то они, по определению субстанции, не должны влиять друг на друга: вспомните, единственной причиной для субстанции выступает она же сама. Однако совершенно очевидно наличие взаимовлияния души и тела: с одной стороны, изменение телесного состояния влияет на мышление (например, болезнь мешает ясности мысли), с другой — дух воздействует на тело, управляя им при осуществлении целесообразного движения. Поэтому Декарт нарушает строгость дуалистической схемы. Физиологически он решает проблему, находя орган пребывания души — точку (непротяженную!) в «шишковидной железе», (ныне называется эпифиз; в XVII в. его функции были неизвестны); по Декарту, душа колеблет ее, воздействуя тем самым на животные духи в нервах; В психологическом же отношении Декарт пытается разрешить проблему связи субстанций, введя понятие «страсть». Страсти — это продукты и духовной, и телесной деятельности. Они возникают в шишковидной железе от взаимодействия желаний духа и движений тела. В каком-то смысле именно страсти — решающий момент поведения; воля иногда не в состоянии повлиять на теле и способна лишь иногда противостоять импульсам страстей, страсти могут и подавлять ход мышления.

Таковы представления Декарта о соотношении душевного и телесного. Напомним, душа связывается Декартом с мышлением. Но что такое мышление? Это усмотрение идеи и установление связи, отношения между идеями; абсолютно ясное, отчетливое осознание называется у Декарта интуицией, оно — критерий истинности (т. е. очевидное — истинно). Каковы же источники, из которых возникают идеи?

Есть идеи, привходящие из чувственного опыта, полагает Декарт. Они часто недостоверны, им нужно руководство со стороны разума; они — необходимая часть познания, но могут быть и помехой. Есть идеи, изобретенные человеком. Однако главными, дающими материал для интуиции, являются врожденные идеи, которые, по Декарту, невыводимы из эмпирической практики; это, например, понятия бытия, бога, числа, некоторые суждения (аксиомы). Отметьте для себя эту мысль Декарта: концепция «врожденных идей» вызвала много споров, как у современников Декарта, так и у последующих поколений философов и психологов.

Таковы в общем психологические взгляды Декарта; мы остановились на них достаточно подробно в.силу их влияния на последующую науку, а также потому, что в работах Декарта явно определены важнейшие вопросы будущей психологии (соотношение души и тела, врожденного и приобретенного, произвольного и непроизвольного— «автоматического» и др.). У Декарта же отчетливо видится новое понимание души — как сознания, понимаемого, в свою очередь, в основном как мышление.

Кроме того, Декарт повлиял на психологию как методолог, т. е. мыслитель, пытавшийся определить «правильные» методы рассуждений. Из многочисленных предложенных им правил выделим два, наиболее интересные с точки зрения развития психологии: при познании делить целое на возможно большее количество частей — и познавать эти части; идти от простого к сложному.

Значительную роль в развитии психологии сыграл голландский философ Б. Спиноза (1632—1677). Он был монистом, т. е. утверждал наличие единой субстанции; в его системе таковой представала природа, вездесущая и вечная. Мы познаем природу через ее атрибуты (свойства); их бесконечное множество, но нам доступны лишь два — мышление и протяженность. Познание любого из них есть познание природы в целом. Обратите вникание: мышление есть свойство природы, т. е. природа одухотворена! Такая позиция — идея всеобщей одухотворенности — называется гилозоизмом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Деятельность. Способы ее осуществления.
Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю­щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня­тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физио­логии, инженерных дисциплин, психологии. Деятельно ...

Особенности общения с представителями Японии
При общении с японскими коллегами отмечаются такие особенности их национального характера, как трудолюбие, эстетичность, приверженность традициям, дисциплинированность, преданность авторитету, аккуратность, самообладание, чувство долга, вежливость, бережливость, любознательность, стремление к согласованным действиям. При переговорах с я ...

Изучение социальных представлений в психологии
В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru