Другая психология » Основы психологии и педагогики » Восприятие, его виды и свойства

Восприятие, его виды и свойства

Восприятие

— это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

Если результатом ощущения является некоторое чув­ство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады­вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за­висимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, ося­зательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

• В зависимости от целей: преднамеренные и непред­намеренные восприятия.

• В зависимости от степени организации: организован­ные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

• В зависимости от формы отражения:

—восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

—восприятие времени — это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

—восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Свойства восприятия:

• Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

• Предметность восприятия — проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

• Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

• Осмысленность восприятия — показывает, что вос­принимаемые человеком предметы имеют для него опре­деленный жизненный смысл.

• Константность восприятия — относительное посто­янство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенно­сти и т.д.).

• Целостность восприятия — выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Нарушения восприятия:

1

Гиперстезия — повышенная чувствительность к обыч­ным внешним раздражителям.

• Гипостезия — явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность.

• Агнозия — нарушение узнавания предметов при яс­ном сознании и сохранении или незначительном сниже­нии чувствительности.

• Галлюцинации — восприятия, возникающие без нали­чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые зву­ки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред­метов и явлений.


Социальная ориентация современных подростков и юношей
Мироощущение и социальное самоопределение современной учащейся молодежи изучалось коллективом курских психологов под руководством А. С. Чернышева. Для изучения были выбраны разные образовательные учреждения: образовательные школы (городские и сельские), специализированные классы, школа лидеров и т.д. В структуре мироощущения современны ...

Проблема адаптации пожилого человека в условиях стационара
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особе место занимают больничные учреждения со стационарными условиями обслуживания. Иначе говоря, какие проблемы испытывает пожилой человек, находясь в стационарных условиях больницы, и что может сделать медицинская сестра для его реабилитации и скорейшего выздоровления? Стационар ...

Психологическая характеристика личности старшего дошкольника
В дошкольном возрасте выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно ра ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru