Другая психология » Основы психологии и педагогики » Восприятие, его виды и свойства

Восприятие, его виды и свойства

Восприятие

— это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

Если результатом ощущения является некоторое чув­ство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады­вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за­висимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, ося­зательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

• В зависимости от целей: преднамеренные и непред­намеренные восприятия.

• В зависимости от степени организации: организован­ные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

• В зависимости от формы отражения:

—восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

—восприятие времени — это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

—восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Свойства восприятия:

• Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

• Предметность восприятия — проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

• Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

• Осмысленность восприятия — показывает, что вос­принимаемые человеком предметы имеют для него опре­деленный жизненный смысл.

• Константность восприятия — относительное посто­янство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенно­сти и т.д.).

• Целостность восприятия — выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Нарушения восприятия:

1

Гиперстезия — повышенная чувствительность к обыч­ным внешним раздражителям.

• Гипостезия — явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность.

• Агнозия — нарушение узнавания предметов при яс­ном сознании и сохранении или незначительном сниже­нии чувствительности.

• Галлюцинации — восприятия, возникающие без нали­чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые зву­ки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред­метов и явлений.


Заключение.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что тематика обращений на “ТД” зависит от возраста обратившихся. Кроме того, исследование показало, что приемы и методы, используемые в ситуации очного консультирования, соответствуют приемам и методам работы на “ТД”. Пошаговая модель консультирования, стратегии пси ...

Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольников. Описание результатов исследования родительского отношения к
Исследование дисгармоничного типа родительского воспитания в семье дошкольников В нашем исследовании приняли участие 26 мальчиков и 25 девочек, в возрасте 5 лет – 22 человека, 6 лет – 29 человек, 40 детей из полных семей и 11 из неполных. По результатам исследования дисгармоничных типов родительского воспитания (рис. 1) отмечается, чт ...

Основные виды деятельности и их характеристика
1. Традиционно принято считать, что основным и психоло­гически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение како­го-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru