Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Роль отца в воспитании подрастающего поколения

Роль отца в воспитании подрастающего поколения
Страница 2

Но неуверенность отцов, отсутствие чувствительности, переживаний по отношению к детям может быть кажущейся. Это подтверждает ряд экспериментов, построенных по такому принципу: испытуемый ( мужчина или женщина ) наблюдал за ребенком, находившемся в затруднительном положении в реальной ситуации, хотя чаще это была видеозапись, фотография. Затем необходимо было описать свои чувства и оценить их по пятибалльной шкале. В результате женщины говорили о более интенсивных и насыщенных переживаниях. Но это лишь личные показатели самих испытуемых. Здесь же использовали более объективный метод: измеряли физиологические реакции, сопровождающие эмоции (частота пульса, дрожание рук, потоотделение). И оказалось, что в ситуации сопереживания ребенку между мужчиной и женщиной нет никакой разницы в физиологических проявлениях. Также учитывалось реальное поведение взрослого. Было доказано, что многое зависит от наличия посторонних наблюдателей. Мужчину присутствие других сдерживало, а женщина, наоборот, вела себя более активно.

Нам кажется, что такое поведение мужчин, когда на людях они ведут себя одним образом, проявляют одни чувства, но при этом переживают совсем другое, во многом определяется рамками общества, связанными с необходимостью соответствия мужским ролям, когда им становится просто неудобно выходить из себя, например, по поводу детского плача.

По словам специалистов, качество влияния отца на детей в основном сводится к двум переменным: доля его участия в воспитании и степень его авторитарного контроля. Это можно представить в виде системы координат, где ось абсцисс идет от демократизма к жесткой дисциплине в отношении детей, а ось ординат – от полного пренебрежения отцовскими обязанностями до систематического участия в воспитании детей.

Также необходимо отметить, что функции отца в семье не обязательно выполняет кровный отец. Отцовство – общественное, культурное явление, поэтому отцом, по сути может быть отчим, дед, дядя, старший брат, воспитатель. « Отцовское чувство практически лишено биологического компонента». (Кочубей Б.И., 1987). Поэтому, чтобы быть ребенку настоящим отцом, нужно просто хотеть и уметь им быть и чтобы в этом были заинтересованы как мать, так и сам ребенок.

Так, в ряде исследований говорится о том, что наличие отца и его положение в семье влияют на способности ребенка, его интерес к учебе (Н. Редин). По зарубежным данным, мальчик лучше учится, если он чаще бывает с отцом и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Само собой, что активный, деловой, нацеленный на успех отец, вызывает у сына стремление соответствовать этому образцу. Таким образом, прочное, уверенное, лидирующее положение мужчины в семье благоприятно влияет на школьные успехи сына. А грубость, авторитарность, жесткость отца вызывают у мальчика чувство неуверенности в себе, тревоги, заставляя тем самым избегать риска. Такой школьник боится трудного материала, особенно неправильно его понять, что проявляется в страхе перед математическими и физическими задачами.

С дочерью отношения еще более сложные, так как часто, даже при неплохих способностях, отца бессознательно внушают девочкам правила женского поведения, убеждение в том, что наука, карьера – для мужчин, а забота женщины – дом и быт, поэтому такие девочки удовлетворены собой, учатся с «натяжкой», но это их не беспокоит.

Описанные нами варианты влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка относятся к наиболее часто встречающимся тенденциям. В истории известно немало гениев, потерявших отца еще в раннем возрасте. И, если интеллект, умственная одаренность больше связаны с наличием успешного, активного отца, то высокий уровень творческих способностей отмечают у детей, брошенных отцами. Также, если брать наиболее обеспеченные слои общества, способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

Как мы уже говорили, отец оказывает влияние и на личностное развитие ребенка. Традиционная точка зрения приписывает отцу дисциплинирующее влияние. Считается, что твердая мужская рука поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам поведения в обществе, вкладывая в его душу заповеди морали, то есть в основе развития нравственности у ребенка лежит страх отцовского наказания. Но мы не можем полностью придерживаться этого, так как существуют данные Европы и Америки, которые свидетельствуют об отсутствии связи между строгостью отца и уровнем развития нравственных качеств сына. Даже есть противоположное явление: у суровых отцов сыновья лишены способности к сочувствию, агрессивны и иногда асоциальны. Самоуважение их снижено, а страх наказания становится движущей силой их поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Выводы
Многие понятия фрэйдовского анализа подвергались экспериментальной проверке еще в 30-40 годы, правда, с сомнительным результатом. В последние годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность полученных Фрэйдом выводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда ...

Психическое здоровье как норма
Психическое здоровье это собирательное понятие, которое состоит из нескольких составляющих: психика и здоровья – создавая, таким образом, синтетический объект для изучения. Здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов. Так физиче ...

Методы психологической гигиены и психологической профилактики синдрома эмоционального «выгорания»
Психологическая гигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды образ жизни, благотворно влияющие на психологическое развитие психического состояния человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье предполагает состояние полного душе ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru