Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Роль отца в воспитании подрастающего поколения

Роль отца в воспитании подрастающего поколения
Страница 2

Но неуверенность отцов, отсутствие чувствительности, переживаний по отношению к детям может быть кажущейся. Это подтверждает ряд экспериментов, построенных по такому принципу: испытуемый ( мужчина или женщина ) наблюдал за ребенком, находившемся в затруднительном положении в реальной ситуации, хотя чаще это была видеозапись, фотография. Затем необходимо было описать свои чувства и оценить их по пятибалльной шкале. В результате женщины говорили о более интенсивных и насыщенных переживаниях. Но это лишь личные показатели самих испытуемых. Здесь же использовали более объективный метод: измеряли физиологические реакции, сопровождающие эмоции (частота пульса, дрожание рук, потоотделение). И оказалось, что в ситуации сопереживания ребенку между мужчиной и женщиной нет никакой разницы в физиологических проявлениях. Также учитывалось реальное поведение взрослого. Было доказано, что многое зависит от наличия посторонних наблюдателей. Мужчину присутствие других сдерживало, а женщина, наоборот, вела себя более активно.

Нам кажется, что такое поведение мужчин, когда на людях они ведут себя одним образом, проявляют одни чувства, но при этом переживают совсем другое, во многом определяется рамками общества, связанными с необходимостью соответствия мужским ролям, когда им становится просто неудобно выходить из себя, например, по поводу детского плача.

По словам специалистов, качество влияния отца на детей в основном сводится к двум переменным: доля его участия в воспитании и степень его авторитарного контроля. Это можно представить в виде системы координат, где ось абсцисс идет от демократизма к жесткой дисциплине в отношении детей, а ось ординат – от полного пренебрежения отцовскими обязанностями до систематического участия в воспитании детей.

Также необходимо отметить, что функции отца в семье не обязательно выполняет кровный отец. Отцовство – общественное, культурное явление, поэтому отцом, по сути может быть отчим, дед, дядя, старший брат, воспитатель. « Отцовское чувство практически лишено биологического компонента». (Кочубей Б.И., 1987). Поэтому, чтобы быть ребенку настоящим отцом, нужно просто хотеть и уметь им быть и чтобы в этом были заинтересованы как мать, так и сам ребенок.

Так, в ряде исследований говорится о том, что наличие отца и его положение в семье влияют на способности ребенка, его интерес к учебе (Н. Редин). По зарубежным данным, мальчик лучше учится, если он чаще бывает с отцом и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Само собой, что активный, деловой, нацеленный на успех отец, вызывает у сына стремление соответствовать этому образцу. Таким образом, прочное, уверенное, лидирующее положение мужчины в семье благоприятно влияет на школьные успехи сына. А грубость, авторитарность, жесткость отца вызывают у мальчика чувство неуверенности в себе, тревоги, заставляя тем самым избегать риска. Такой школьник боится трудного материала, особенно неправильно его понять, что проявляется в страхе перед математическими и физическими задачами.

С дочерью отношения еще более сложные, так как часто, даже при неплохих способностях, отца бессознательно внушают девочкам правила женского поведения, убеждение в том, что наука, карьера – для мужчин, а забота женщины – дом и быт, поэтому такие девочки удовлетворены собой, учатся с «натяжкой», но это их не беспокоит.

Описанные нами варианты влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка относятся к наиболее часто встречающимся тенденциям. В истории известно немало гениев, потерявших отца еще в раннем возрасте. И, если интеллект, умственная одаренность больше связаны с наличием успешного, активного отца, то высокий уровень творческих способностей отмечают у детей, брошенных отцами. Также, если брать наиболее обеспеченные слои общества, способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

Как мы уже говорили, отец оказывает влияние и на личностное развитие ребенка. Традиционная точка зрения приписывает отцу дисциплинирующее влияние. Считается, что твердая мужская рука поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам поведения в обществе, вкладывая в его душу заповеди морали, то есть в основе развития нравственности у ребенка лежит страх отцовского наказания. Но мы не можем полностью придерживаться этого, так как существуют данные Европы и Америки, которые свидетельствуют об отсутствии связи между строгостью отца и уровнем развития нравственных качеств сына. Даже есть противоположное явление: у суровых отцов сыновья лишены способности к сочувствию, агрессивны и иногда асоциальны. Самоуважение их снижено, а страх наказания становится движущей силой их поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Игры и упражнения для коррекционно-развивающей работы. Психогимнастика
В магазине зеркал Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека. Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки. Инструкция: «Сейч ...

Рекомендации педагогу по развитию мотивации
Цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у школьника системы фундаментальных потребностей и связанных с ними мотиваций - интеллектуальной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. Рассматрив ...

Хронемика
Хронемика - это использование времени в невербальном ком­муникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприя­тие и использование времени является частью невербального об­щения и весьма существенно отличается в разных культурах [5, 237 с.]. Так, общие собрания в африка ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru