Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Роль отца в воспитании подрастающего поколения

Роль отца в воспитании подрастающего поколения
Страница 1

Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально – экономической функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую любовь.

Когда ребенок растет и развивается, он становится способным воспринимать вещи такими, как они есть, учится давать им имена, обходиться с людьми. Постепенно его переживания кристаллизируются и объединяются в одном переживании: я любим. Для большинства детей в возрасте до 8-10 лет проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимым за то, что они есть. Ребенок младше этого возраста еще не способен любить: он радостно принимает и благодарен тому, что он любим. «С указанной поры в развитии ребенка появляется новый фактор: это новое чувство способности возбуждать своей собственной активностью любовь». (Фромм Э., 1990).

Как показал предпринятый нами анализ литературы, многие авторы указывают на огромное влияние отца на ребенка, которое формируется в их привязанности друг к другу с как можно более раннего начала их общения. Уже у обезьян, чем раньше самец начинает играть с малышом, тем богаче и эффективнее становятся их дальнейшие контакты. У человека же возможность ранних контактов затруднена. Это заключается прежде всего в том, что роды происходят в закрытом для мужчин заведении и отец получает возможность увидеть своего ребенка и взять на руки лишь через 7-10 дней, хотя доказано, что решающими могут быть уже первые два-три дня после рождения, когда в мозгу новорожденного запечатлеваются первые следы внешних событий, звуков. Но такая ситуация существует только в России, а во многих странах присутствие мужа роженицы на родах составляет обычное явление, хотя, не спорим, в последнее время и у нас появилась такая возможность. Это связано с установленными фактами, что присутствие мужа при родах способствует уменьшению тревоги роженицы, менее интенсивными становятся ее болевые ощущения, уменьшается количество наркотических веществ, необходимых для обезболивания родов, что благотворно влияет как на мать, так и на ребенка. Но главное, что живой контакт отца с ребенком производит на обоих сильное впечатление, что усиливает их привязанность друг к другу.

Участие отца в воспитании связано не только с его ранним контактом с ребенком, но и с предварительным обучением. Было установлено, что чем увереннее чувствовал себя мужчина задолго до рождения ребенка, чем выше он оценивал свои навыки и умения, тем раньше и активнее он включался в воспитание ребенка. Мужчина подключается к воспитательному процессу, поскольку считает себя готовым и умеющим заниматься детьми. Поэтому, чтобы активизировать участие отца в воспитании ребенка, необходимо просто обучить мужчин элементарным навыкам пеленания, одевания, приготовления пищи для маленького ребенка. А обязанность системы образования – обеспечить возможность такого обучения, чтобы отец мог без страха и неуверенности подойти к своему младенцу.

В настоящее время часты жалобы матерей на неправильное отношение отцов к ребенку. Франсуаза Дольто, например, объясняет это тем, что отношения между отцом и ребенком во многом зависят от того, чем для отца был или не был его собственный отец. Если этот взрослый преждевременно потерял или вообще не знал отца, со своим сыном он ведет себя совершенно неправильно, так как не имеет никакого образца. Если он идентифицирует себя со своим отцом, он заблуждается еще больше, так как воспитывает своего сына таким образом, как будто сын – это он сам в детстве; а если он противоречит своему отцу, то ведет себя опять-таки неверно, так как единственный ориентир для него – обращаться с сыном не так, как обращались с ним, а наоборот: но в любом случае он воспитывает не детей, а себя, как будто в действительности его дети – это он сам. « Эти отношения пагубны, пока отец не поймет, что мы не должны воспитывать в нашем ребенке самих себя, таких, какими были или хотели быть, так как ребенок не должен стать ни таким, как мы, ни похожим на нас – он должен стать совсем другим». ( Дольто Ф., 1997).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru