Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Роль отца в воспитании подрастающего поколения

Роль отца в воспитании подрастающего поколения
Страница 3

У девочек, по мнению американского ученого У. Бронфенбреннера, жесткость отца может положительно влиять на развитие моральных качеств, но лишь в раннем возрасте. Но обычно частые физические наказания являются следствием низкого уровня морального развития.

Это отрицательные стороны мужского поведения, которые способна компенсировать мать в своих поступках. На самом деле « теплые, дружественные отношения с четким осознанием границ, что можно и чего нельзя, - оптимальные условия для формирования таких качеств, как честность, откровенность, отсутствие эгоизма. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви». (Кочубей Б.И., 1987). Изучение юношей с высоким и низким уровнем самоуважения показало, что первые говорят о своих отцах с большой теплотой, чем вторые. AlfaEducation

В неполных семьях отсутствие мужчины оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, особенно мальчика. Такие дети труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а, став взрослыми, испытывают трудности личной жизни. Но это не говорит о том, что в полных семьях все так хорошо. Есть случаи, когда даже при наличии отца вырастают дисгармоничные тревожные и плохо социализированные дети. Установлено, что в семьях, где мать занимает доминантные позиции, а отец представляется забитым, вытесненным, у детей встречаются неврозы, бронхиальная астма и некоторые виды отклоняющегося поведения у подростков. Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье, они усваивают образ мужчины как «лишнего» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец сохраняет хоть крохи привязанностей детей, то потеря уважения к отцу ведет к потере самоуважения, что является препятствием для личностного роста. Когда сын не уважает отца, не испытывает к нему чувства любви, его собственное отношение к себе может не пострадать, и, отвергнув образ отца, будет просто искать другие мужские идеалы. И, наконец, есть случаи, когда даже при доминантном положении матери, мальчик испытывает к отцу чувство любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное.

Из выше приведенных примеров можно выделить 3 варианта развития мужских качеств у мальчиков: недостаток этих качеств, избыток и норма.

При недостатке мужских качеств ребенок растет пассивным, послушным, аккуратным, мало интересуется спортом. Такой мальчик нравится родителям, родственникам, учителям, поскольку не доставляет никаких хлопот.

При избытке мужских качеств растет нагловатый, самоуверенный человек, который ищет удовольствие в драках, а девочек не считает за людей. Такой тип никому не нравится. Однако часто подростки воспринимают хамство и силу как единственное средство утверждения своего мужского «я», что компенсирует недостаток мужских качеств (1 тип).

При норме мужских качеств мальчик уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, в меру агрессивен. Он инициативен, интересуется специфически мужскими предметами. Он четко осознает себя будущим мужчиной, защитником слабых, у него иногда могут быть вспышки агрессии,

Но взрослые, борясь с ними, могут препятствовать их развитию.

Девочки же менее ранимы в этом отношении, они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он добр и ласков с ними. Дочери важнее не то, кто руководит в семье, а то, насколько конфликтны отношения родителей. По мере взросления девочки начинают относиться лучше к отцу и хуже – к матери, у них развивается чувство жалости к отвергнутому отцу и ненависть к матери, способной унизить и оскорбить мужа на глазах дочери.

Огромную роль в судьбе девочки играет, прежде всего общая оценка отцом ее внешней привлекательности, когда внешность становится важным фактором самоуважения девочки. Если отец не общается с дочерью и даже указывает на ее непривлекательность, ей трудно будет в жизни и потребуется немало усилий, чтобы поверить в свое достоинство. Если отец обожает дочь и даже в некоторой мере превозносит ее, она с трудом будет привыкать к тому, что некоторые мужчины будут относиться к ней без восхищения. Если девочка с детства лишена отца, ей будет очень трудно общаться с мужчинами ввиду отсутствия мужского образца. И в самом лучшем положении будет находиться та, чей любящий отец мягко и ненавязчиво напоминал ей о ее красоте, достоинстве, формируя устойчивое, положительное отношение к се6е. Из выше сказанного, на наш взгляд, можно сделать вывод, что отцовская фигура оказывает влияние на развитие личности, как мальчика, так и девочки. Однако в современной семье решающую роль играет не столько прямое воспитывающее влияние отца, сколько общие характеристики его поведения, формирующие у ребенка образ доброй, уверенной в себе силы, - представление о том, что сила и авторитет могут сочетаться с заботой и лаской. Отец участвует во всех сферах жизни ребенка и накладывает на них свой отпечаток, что также является подтверждением немаловажной роли наличия отца.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теоретические аспекты стресса
Анализ психологических исследований боевых действий в войнах прошлых веков и начала ХХ века (Вольф К.М., Гершельман С.К., Головин Н.Н., Дмитриевский А.М., Изместьев П.И., Корф П.А., Полянский В.Н., Резанов А.С., Хаханьян Г.А., Шумков Г.Е. и др.), в ходе Великой отечественной войны, в Республике Афганистан позволяет выделить две группы ф ...

Авторитетный стиль
Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либера ...

Психофизические и интеллектуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей
Несовершеннолетние правонарушители по сравнению с подростками, правонарушений не совершавших, имеют социально отягощенные дефекты психологического и интеллектуального развития, в том числе: · различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru