Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Роль отца в воспитании подрастающего поколения

Роль отца в воспитании подрастающего поколения
Страница 4

Огромное значение для развития детей имеют отношения между отцом и матерью. Ребенок наблюдает эти отношения, и поведение каждого из родителей становится для него моделью, образцом отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества больше всего ценятся. Здесь он предвидит свою будущую роль, «получает сценарий для построения своих собственных отношений в дальнейшем». (Кочубей Б.И., 1987).

Все это означает, что влияние мужчины на ребенка зависит не только от самого мужчины, но и от людей, определяющих его положение, прежде всего от жены.

И мать, и отец ведут себя с ребенком в присутствии друг друга не так, как наедине. Однако присутствие жены значительно сильнее влияет на поведение отца, чем его присутствие – на поведение матери. Эксперименты показывают, что ухудшение отношений с женой существенно меняют характер беседы отца с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста: уменьшается число улыбок, доброжелательных похлопываний и других проявлений добрых чувств, увеличивается раздраженность. Отец начинает грубо отвечать на вопросы ребенка, вмешиваться в его дела, в игры, мешая ему проявлять активность. По данным американского психолога П. Гирде, появление матери значительно уменьшает активность разговора отца с сыном и эта закономерность прослеживается в разных возрастах – от 3 до 16 – 18 лет.

Отец чаще, чем мать, относится к детям по-разному в зависимости от их пола и, таким образом, оказывает важное влияние на процесс формирования их половых черт. Время, которое отец тратит на общение с маленьким ребенком, во многом определяется точкой зрения матери на положение отца в семье. У женщин, придерживающихся традиционных, патриархальных взглядов на разделение семейных ролей, мужья мало занимаются детьми. Женщины, чьи взгляды более свободны, уделяют детям чуть меньше времени, зато их мужья занимаются детьми значительно активнее.

Как правило, в семьях, где отцовское воспитание жестче материнского, вырастают более эмоционально устойчивые, умеющие правильно организовать свою жизнь дети. И наоборот, эмоциональные взрывы, немотивированные поступки, истерические реакции часто характеризуют детей, которых воспитывают суровая мать и относительно мягкий отец.

Из выше сказанного, на наш взгляд, можно выделить закономерность: роль отца, его поведение по отношению к ребенку, его активность и та польза, которую он приносит семье, зависят не только от него самого, но и от матери. И, наоборот, поведение матери во многом зависит от действий отца, которые, однако, не являются определяющими. Это все указывает на важность и необходимость совместного воспитания детей.

Концептуальная модель воздействий на ответственное отцовство

Краткая характеристика исследований в 1980 и 1990 годах свидетельствует о том, что вовлеченность отца (по сравнению с матерью) составляет около 40%, а доступность находится на уровне 2/3 по отношению к матерям. Здесь значительными факторами были возраст ребенка и день недели. Например, З.Х. Саралиева обнаружила, что «используя углубленное интервью, удалось установить, что отцы в среднем проводили с детьми 2 – 2,8 часа в день, 1,9 часа в рабочие дни и 6,5 часов по выходным. Причем время, проводимое с подростками, было существенно меньше: 0,5 – 1,0 часа в будни и 1,4 – 2,0 часа по выходным». (Саралиева З.Х., 2002).

Наиболее характерная модель, часто используемая в литературе по отцовству – четырехфакторная модель вовлеченности отца Lamb and Pleck, которая основана на более широкой теории идентичности. Они предположили, что вовлеченность отца определяется мотивацией, умением, уверенностью в себе, социальной поддержкой и институциональной практикой. Эти факторы можно рассматривать как дополнительные, вытекающие один из другого и как взаимодействующие друг с другом, при этом один фактор обязательно предшествует другому, например мотивация может быть необходима для дальнейшего развития навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Роль педагога в системе Монтессори
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дид ...

Особенности делового общения за рубежом
В последние годы в современной России этике делового и международного сотрудничества стало уделяться больше внимания. Это связано с тем, что Россия перестала быть закрытым государством в широком смысле этого слова, т.е. международные отношения не ограничиваются государственными контактами, а все большую роль в экономическом развитии стр ...

Сексуальные фантазии
В обыденной жизни слово "фантазии" означает, что-то излишнее, несущественное и даже вредное. Но в сексуальной жизни сексуальные фантазии являются весьма существенным элементом. И если Вы хотите строить гармоничные сексуальные отношения, то мало просто признать право сексуальных фантазий на существование. Даже в этой области су ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru