Другая психология » Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях. Игра как психолого-педагогическая категория

Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях. Игра как психолого-педагогическая категория
Страница 1

Термин «игра» не является строго научным понятием, его связывают с различными видами деятельности и выделяют прямое и переносное значение этого слова. В современном обществе взрослых развёрнутых форм игры нет, её вытеснили и заменили, с одной стороны, различные формы искусства, а с другой - спорт.

В процессе исторического развития происходит уменьшение значения развёрнутых форм игровой деятельности в жизни взрослых членов общества и увеличения её роли в жизни детей.

Поэтому в нашем исследовании под термином «игра» мы понимаем игру как: «…деятельность в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» (Д.Б. Эльконин [82;с. 93] ).

Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19-начале 20 века. К.Н. Вентцель [13] сформулировал первую теорию игры, которая получила широкое распространение и признание во многих странах в первой половине 20 века. К.Н. Вентцель [13] называет её теорией упражнения или самовоспитания. По его словам: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму , что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть.» [13, с.178] .

До появления в 1933 году работы Ф. Бойтендайка теория К. Грооса оставалась господствующей [35].

Свою теорию Ф. Бойтендайк [35]строит исходя из противоположных принципов: « . детство объясняет игру: существо играет, т.к. оно молодо». Особенности игры он выводит и связывает с особенностями поведения в детстве (ненаправленность движений, двигательная импульсивность, апатическое отношение к действительностии, робость); с особенностями отношения данного вида животных с условиями их жизни; с основными жизненными влечениями (по 3. Фрейду [35])

1) влечение к освобождению;

2) влечение к слиянию, к общности с окружающими;

3) тенденция к повторению.

В более поздних исследованиях авторы Л.С. Выготский [17;18;19], А.В. Запорожец [31], А.Н Леонтьев [42;43], С.Л. Рубинштейн[65;66], Д.Б. Эльконин [82;83] и др. обращают внимание на психологические аспекты игры и её значение в развитии ребёнка.

Наиболее системные исследования детской игры были проведены Российскими учеными. Работы Л.С. Выготского [17;18;19] заложили основу для дальнейшего её изучения как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Этот аспект нашел свое отражение в исследованиях А.В. Запорожца[31], А.Н. Леонтьева [42;43], С.Л. Рубинштейна [65;66], Д.Б. Эльконина [82;83] и др.

В основе рассмотрения игры как особого вида деятельности лежат представления Л.С. Выготского [17;18;19] о периодизации детского возраста, получившие развитие в работах Д.Б. Эльконина [82;83]. Его критериями являются:

· возрастные новообразования, т.е. тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период;

· социальная ситуация развития, представляющая собой систему « отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью»;

· ведущая деятельность, т.е. такая «деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Основные положения концепции игры, сформулированные Л.С. Выготским [18], Д.Б. Элькониным [82;83] были предоставлены следующим образом:

· игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

· сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов;

· центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии на себя роли взрослого, и осуществление её в создаваемой самим ребёнком игровой обстановке. Для «мнимой» ситуации характерны перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной формах реальные действия, которые соответствуют принятой ребенком роли взрослого;

· в сякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией;

· в игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии;

Страницы: 1 2 3 4 5


Результаты исследования по авторской проективной методике "Подарок"
Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности. Диаграмма 2.7.3. Распределение результатов по проективной методике "Подарок" среди студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского. Диаграмма 2.7.4. Распределение результатов по проективной методике &quo ...

О смыслах " космического воспитания" детей
Мария Монтессори начала разрабатывать принципы "космического воспитания" детей в конце 40-х годов, путешествуя по Азии. Именно традиции восточных религий, воспринимавших отдельного человека как зернышко, занимающее особое место в мировой пашне и понимающее свое предназначение, натолкнули М. Монтессори на размышления о единстве ...

Деятельность и поведение человека
Деятельность — это активное взаимодействие субъек­та с окружающим миром, направленное на производст­во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат. Мотив — это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив — это внутренний побудите ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru