Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной
деятельностиСтраница 4
При таком подходе главной целью формирования и улучшении учебного процесса выступает развитие и усовершенствование у студентов различных мотивов, стимулирующих учебу, психологических механизмов целевосприятия и целеположения, благодаря чему студент лично принимает и стремится решать учебные задачи (разные по смыслу и параметрам приближения- отдаления), а также различность конкретных приемов понимания и запоминания учебного материала, среди которых самую важную роль играют средства решения учебно-специальных проблем и навыки работы с наполнением научных текстов.
Наиболее действенной формой управления психологической структурой деятельности человека на сегодня считается психолого-педагогический мониторинг. В более-менее достойном виде такая система внедрена еще только в школах. Но эвристический и методический потенциал такого подхода может, по нашему мнению, позитивно проявить себя и при построении учебно-познавательной деятельности студентов.
Для этого, прежде всего, нужно [26]:
- наладить систему поточного комплексного диагностирования уровней развития и качественных особенностей мотивации;
- подбирать для каждого студента индивидуальные проблемно-поисковые задания, какие он может решать самостоятельно;
- с целью существенного усовершенствования мыслительных и мнемических приемов (которые у многих студентов, к сожалению, сформированы на очень низком уровне) проводить групповые интеллектуальные тренинги направленные на формирование и улучшение умений анализировать, систематизировать, сопоставлять, осмысливать новый учебный материал, а так же навыков понимания и запоминания основных видов текстов: объясняющего, описательного, повествовательного и смешанных [].
Самостоятельная работа студентов - один из наиболее сложных моментов организации учебного процесса в учебных учреждениях. По сравнению с аудиторными формами работа студентов (лекциями, практическими занятиями, семинарами) самостоятельна работа оказывается наименее поддающаяся управлению извне.
Вместе с тем, самостоятельная работа является едва ли наиболее эффективной формой учебной работы студентов. В этом смысле правильная, рациональная организация самостоятельной работы - один из наиболее мощных резервов совершенствования высшего образования [24].
Самостоятельная работа, как любая форма учебно-познавательной активности студентов,- это, прежде всего, деятельность личности. И деятельность, и личность - категории психологические. Следовательно, правила и законы организации самостоятельной работы - прежде всего психологические.
К сожалению, в современной психологии не имеется не только законченной, но и сколько-нибудь приемлемой концепцией самостоятельной работы. Дело доходит до парадоксов: оказывается, невозможно дать даже приблизительное определение этого понятия. Какие его признаки следует выделить в качестве существенных? Самостоятельная - значит, вне аудиторная? Тогда работа в аудитории - не самостоятельная. Но ведь никакой другой работы, как самостоятельной, просто быть не может: тогда нет работы вообще. Или самостоятельная, значит, совершаемая в одиночку? Тогда работа в коллективе - не самостоятельная. Но ведь именно на коллективную деятельность нередко приходится высшие «пики» самостоятельной работы. Может быть, эта работа вне программная? Тогда вписывается ли она в принципе в учебный процесс? Или может, это работа без преподавателя? Тогда, какое отношение к ее организации могут иметь преподаватели? Однако независимо от точности или не точности определении самостоятельной работы, каждый из нас, думается, имеет некоторые интуитивные представления, о чем идет речь [24].
Одной из причин не разработанности и теории, и практики самостоятельной работы является традиционное фактическое пренебрежение ею, хотя на декларативном уровне она, возможно, признавалась важной. В течение десятилетий господствовали лозунги: «Все усвоить на уроке!», «Лекции - основа высшего образования» и т.п. [24] Самостоятельной же работе отводилось роль второсортная: в основном, закрепить усвоенное в аудитории или, в лучшем случае, выучить то, о чем не успели рассказать на лекции. Такое положение дел было не случайным, оно имеет весьма глубокие истоки и, в конечном счете, обусловлено идеологией тоталитарного режима, стили командно-административной системы: всех обучаемых поставить на общий поток и все, что им нужно, дать сверху и за них решить, что им нужно.
Поведенческая концепция
личности
В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социологического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непосредственные ко ...
Методы психологического исследования
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данна ...
Рекомендации преподавателям вуза по оптимизации уровня тревожности
Чтобы существенно снизить тревожность, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов.
Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать пос ...