Другая психология » Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов » Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной деятельности

Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной деятельности
Страница 4

При таком подходе главной целью формирования и улучшении учебного процесса выступает развитие и усовершенствование у студентов различных мотивов, стимулирующих учебу, психологических механизмов целевосприятия и целеположения, благодаря чему студент лично принимает и стремится решать учебные задачи (разные по смыслу и параметрам приближения- отдаления), а также различность конкретных приемов понимания и запоминания учебного материала, среди которых самую важную роль играют средства решения учебно-специальных проблем и навыки работы с наполнением научных текстов.

Наиболее действенной формой управления психологической структурой деятельности человека на сегодня считается психолого-педагогический мониторинг. В более-менее достойном виде такая система внедрена еще только в школах. Но эвристический и методический потенциал такого подхода может, по нашему мнению, позитивно проявить себя и при построении учебно-познавательной деятельности студентов.

Для этого, прежде всего, нужно [26]:

- наладить систему поточного комплексного диагностирования уровней развития и качественных особенностей мотивации;

- подбирать для каждого студента индивидуальные проблемно-поисковые задания, какие он может решать самостоятельно;

- с целью существенного усовершенствования мыслительных и мнемических приемов (которые у многих студентов, к сожалению, сформированы на очень низком уровне) проводить групповые интеллектуальные тренинги направленные на формирование и улучшение умений анализировать, систематизировать, сопоставлять, осмысливать новый учебный материал, а так же навыков понимания и запоминания основных видов текстов: объясняющего, описательного, повествовательного и смешанных [].

Самостоятельная работа студентов - один из наиболее сложных моментов организации учебного процесса в учебных учреждениях. По сравнению с аудиторными формами работа студентов (лекциями, практическими занятиями, семинарами) самостоятельна работа оказывается наименее поддающаяся управлению извне.

Вместе с тем, самостоятельная работа является едва ли наиболее эффективной формой учебной работы студентов. В этом смысле правильная, рациональная организация самостоятельной работы - один из наиболее мощных резервов совершенствования высшего образования [24].

Самостоятельная работа, как любая форма учебно-познавательной активности студентов,- это, прежде всего, деятельность личности. И деятельность, и личность - категории психологические. Следовательно, правила и законы организации самостоятельной работы - прежде всего психологические.

К сожалению, в современной психологии не имеется не только законченной, но и сколько-нибудь приемлемой концепцией самостоятельной работы. Дело доходит до парадоксов: оказывается, невозможно дать даже приблизительное определение этого понятия. Какие его признаки следует выделить в качестве существенных? Самостоятельная - значит, вне аудиторная? Тогда работа в аудитории - не самостоятельная. Но ведь никакой другой работы, как самостоятельной, просто быть не может: тогда нет работы вообще. Или самостоятельная, значит, совершаемая в одиночку? Тогда работа в коллективе - не самостоятельная. Но ведь именно на коллективную деятельность нередко приходится высшие «пики» самостоятельной работы. Может быть, эта работа вне программная? Тогда вписывается ли она в принципе в учебный процесс? Или может, это работа без преподавателя? Тогда, какое отношение к ее организации могут иметь преподаватели? Однако независимо от точности или не точности определении самостоятельной работы, каждый из нас, думается, имеет некоторые интуитивные представления, о чем идет речь [24].

Одной из причин не разработанности и теории, и практики самостоятельной работы является традиционное фактическое пренебрежение ею, хотя на декларативном уровне она, возможно, признавалась важной. В течение десятилетий господствовали лозунги: «Все усвоить на уроке!», «Лекции - основа высшего образования» и т.п. [24] Самостоятельной же работе отводилось роль второсортная: в основном, закрепить усвоенное в аудитории или, в лучшем случае, выучить то, о чем не успели рассказать на лекции. Такое положение дел было не случайным, оно имеет весьма глубокие истоки и, в конечном счете, обусловлено идеологией тоталитарного режима, стили командно-административной системы: всех обучаемых поставить на общий поток и все, что им нужно, дать сверху и за них решить, что им нужно.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологическая структура деятельности. Общая характеристика деятельности.
Деятельность —это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходят возникновение психического образа и его воплощение в субъекте, а так же реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определённы ...

Методика
Методика взята из практикума по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Тест «Подростки о родителях» Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращённо подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. О ...

Сфера применения психосоциальной работы
Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания - социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.[10] ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru