Другая психология » Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов » Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной деятельности

Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной деятельности
Страница 1

Вопрос о мотивах деятельности - главный, коренной вопрос ее организации. Именно от них во многом зависит содержание принимаемых целей, состав применяемых способов и общая эффективность деятельности.

Некоторые преподаватели высказывают такую точку зрения: если студент пришел учиться в вуз, у него должен быть интерес к знаниям и стремление овладеть будущей специальностью; если же он этого не проявляет, значит, он человек в данном вузе случайный.

Социологические и психологические исследования, проведенные в различных вузах страны, показывают: доля студентов, у которых в качестве ведущих мотивов учебно-познавательной деятельности выступают познавательный (интерес к знаниям) и профессиональный (желание в совершенстве овладеть будущей специальностью), невелика и в различных выборках составляет от 8 до 38, % (в зависимости от профиля вуза, населенного пункта, специальности, пола и т. п.). Нет оснований считать, что доля таких студентов существенно увеличивается с первого курса по пятый: в одних исследованиях было обнаружено некоторое ее уменьшение, в других - некоторое увеличение, в третьих была зафиксирована ее неизменность. Эти результаты говорят о том, что познавательный и профессиональный мотивы пока не выступают в качестве ведущих мотивов самостоятельной работы студентов в массовом масштабе [6; 22].

Часто реально действующими оказываются другие мотивы, которые, в отличие от названных двух, совершенно не связаны с содержанием изучаемого материала (соображения престижа, карьеры, стремление избежать отрицательных последствий за невыполнение заданий и т. и.). К этим мотивам в большинстве случаев складывается негативное отношение, так как они не могут выступить мотивационной основой полноценной самостоятельной работы.

Формирование познавательных и профессиональных мотивов - задача исключительно сложная и ее решение возможно только в ходе существенной перестройки всего учебно-воспитательного процесса в институте. Однако некоторые возможности такого формирования, по-видимому, имеются и при построении собственно самостоятельной работы.

Так, обычно любая деятельность бывает полимотивированной, т.е. побуждается сразу несколькими мотивами. Среди этих мотивов чаще всего можно выделить один ведущий, другие же являются дополнительными.

В процессе динамики и развития деятельности соотношения между

ними могут изменяться: так, на одном из этапов ее протекания мотив, прежде бывший дополнительным, может стать ведущим и наоборот. При этом «судьба» таких мотивационных перестроек во многом связана с богатством предметного содержания деятельности, которое может постепенно открываться или приобретаться на последующих ее стадиях по сравнению с начальными. В использовании этого факта при организации как аудиторной, так и самостоятельной работы студентов и заключается принцип «динамической полимотивации», находящий все более широкое применение в различных вузах страны [6].

Использование этого принципа заключается в следующем. Студента вовлекают в начало выполнения конкретной учебно-познавательной деятельности, заинтересовав его одним из уже имеющихся у него сильных мотивов (не столь важно, каким: стремление к самоутверждению, желание общения, нацеленность на решение личных проблем и т.п.); затем, когда студент в какой-то степени занят этой деятельностью, обеспечивается главное: подбор содержания деятельности и организацию процесса ее дальнейшего протекания осуществляют таким образом, чтобы при этом создавались все большие предпосылки для перехода познавательных и профессиональных мотивов из ранга дополнительных (в такой позиции они присутствуют у большинства студентов) в ранг ведущих. При этом исходят из признания того, что практически любого студента можно заинтересовать каким-нибудь мотивом (ведь абсолютно ни на что не мотивированных людей нет).

Страницы: 1 2 3 4 5


Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте
Основной особенностью развития младших школьников является слабость произвольного внимания. Возможности произвольного внимания в этом возрасте еще ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их сторо ...

Основные понятия
Доминирование - это процесс преобладания одного или нескольких членов группы над остальными членами группы. Дружелюбный - это человек, испытывающий и проявляющий доброжелательное отношение к другим людям. Истероидный тип характера - это тип характера, главной чертой которого является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоян ...

Систематика задержки психического развития (ЗПР)
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в т ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru