Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной
деятельностиСтраница 2
Разумеется, что некоторое время такая переориентация мотивов не может быть массовой и тем более устойчивой. Однако по мере приобретения опыта участия, таким образом, в учебно-познавательной деятельности эти мотивы постепенно увязываются с все более широким кругом отношений, насыщаются все более весомыми фактическими результатами, и подкрепляются все более совершенными способами (понятно, что этот момент в осуществлении деятельности следует выделить, создавая для закрепления мотивов специальные внешние условия, формируя новые цели и задавая новые способы деятельности). Тем самым создаются все более благоприятные предпосылки для их усиления и закрепления в качестве ведущих [9; 15].
Подбор первоначальных мотивов («зацепок») должен осуществляться строго индивидуально и при этом у каждого студента должен быть свой особый их набор. Однако есть и некоторые общие группы мотивов, типичные для большинства студентов, среди которых и следует искать их «индивидуальные наборы». Прежде всего, это такие группы мотивов: личностные проблемы, уже существующие интересы, самоутверждение, общение.
Ориентация на разрешение студентом личных проблем применяется и при организации самостоятельной работы в курсе «Психология» и других.
Подобные личные проблемы могут служить основанием для вовлечения студентов и в изучение таких курсов, как история (какой опыт поведения в трудных ситуациях можно извлечь из анализа исторических событий и поступков исторических деятелей?), экономика (как научиться жить на одну стипендию?), литература (как научиться писать стихи?), ботаника (как повысить урожай овощей на своем огороде?) и др. Вероятно, что все-таки далеко не с каждым предметом можно связать личные проблемы учащихся, однако там, где можно это сделать, этой возможности упускать не следует [15].
В других случаях введение студентов в
самостоятельную работу можно осуществлять через
«увязывание» содержания изучаемого предмета с уже имеющимися у студента интересами. Например, организация самостоятельной работы по общественным наукам может предваряться мотивирующими задачами. Следует подчеркнуть, что такая ориентация задается, прежде всего, с целью включения студентов в изучение материала.
Функцию введения в самостоятельную работу может выполнять и постановка конкретно-научных проблем, соотнесенных с будущей специальностью студента.
Такая проблема обусловит необходимость изучения ряда конкретных вопросов курса. При этом студент будет последовательно переходить от рассмотрения одних вопросов к другим, вовлекая в процесс размышления все большее их количество и руководствуясь при этом логикой как первоначально сформированной проблемы, так и новых, возникающих по ходу ее решения проблем. Если эти новые, «вторичные» проблемы будут со временем «вытеснять» центральную, - это значит, студент научился ориентироваться в содержании изучаемого курса [10; 21].
Особый личностный смысл деятельности студента актуализируется с помощью целого ряда имеющихся мотивов (самовыражения, повышения престижа, направленности на общение с детьми и т.д.), в процессе реализации которых оказывается вероятным появление собственно познавательных и профессиональных мотивов.
Мотивы престижа и самоутверждения могут быть подключены специальным выделением моментов соревновательности или оригинальности: «Кто из вас сумеет предложить лучший вариант изложения этого раздела?», «Кто сумеет найти наибольшее число противоречий в этой теории?», «Кто даст наиболее четкую классификацию этих пока недостаточно систематизированных явлений?» и т.п.[21]
Подчеркнем, что приведенные примеры даны лишь в самой общей форме, и превращение создаваемых преподавателем проблемных ситуаций в реально действующие мотивы самостоятельной работы студентов требует гораздо более тщательной проработки, как содержания самих проблем, так и способов их постановки.
Успешное обучение и факторы на него
влияющие
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
А. С. Белкин.
Чем успех является для ребенка?
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.
С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, ли ...
Программа тренинга формирования коммуникативных умений и навыков
ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:
- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- овладение навыками эффективного слушания;
- активизация процесса самопознания и самоактуализации;
- расширение диапазона творческих способностей;
...
Виды внимания
Выделяют несколько основных видов внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание является простым видом внимания, пассивным или вынужденным, т.к. оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. При возникновении непроизвольного внимания мы имеем несколько причин: 1) Группа причин связ ...