«Я, каким кажусь себе»?
Страница 6

w Особая психологическая проблема

– отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно – в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность.

Попробую подытожить результаты проведенного исследования. Для этого предельно схематично представлю данные в таблице, где в первом столбце выпишем изучавшиеся стороны психического развития, личности и поведения, а во втором и третьем – соответственно выводы по интернату.

Предмет исследования

Интернат

Школа

Интеллект  

1.

Ситуационность, наглядность мышления

2.

Классификационное мышление

1.

Образный характер мышления, наличие идеального плана

2.

Творческое мышление

Мотивация

1.

Узость и бедность содержания мотивов

2.

Привязанность к ситуации

1.

Разнообразие и богатство содержания мотивов

2.

Свобода от ситуации

Произвольность

Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю

Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция

Временная транспектива

Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

Глубокая перспектива прошлого и будущего

Самосознание

1.

Чувство «Мы»

2.

Неопределенная идентичность

3.

Неприятие себя, недоверие себе

4.

Ориентация в самооценке на мнение других

5.

Опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности

1.

Чувство «Я»

2.

Определенная идентичность

3.

Принятие себя, доверие к себе

4.

ориентация в самооценке на собственные критерии

5.

Опора на положительный эталон в развитии сексуальной идентичности

Общение

1.

Недоверие к другим людям

2.

Зависимость

3.

Деструктивная агрессия

1.

Доверие к другим людям

2.

Самостоятельность

3.

Конструктивная агрессия

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Варианты исхода межличностного конфликта
Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида. Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого. Второй — затрагивает лишь фор ...

Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении
Рассмотрим особенности зрительной образной памяти лиц с нарушениями зрения. Долгое время тифлопсихологи считали, что память у слепых развивается интенсивнее, чем у зрячих. Это объяснялось дополнительным высвобождением «специфической энергии» зрительного анализатора и результатом мнемических упражнений. Они же относили память слепых к с ...

Родительские стили воспитания и установки
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка мо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru