«Я, каким кажусь себе»?Страница 6
w Особая психологическая проблема
– отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно – в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность.
Попробую подытожить результаты проведенного исследования. Для этого предельно схематично представлю данные в таблице, где в первом столбце выпишем изучавшиеся стороны психического развития, личности и поведения, а во втором и третьем – соответственно выводы по интернату.
Предмет исследования |
Интернат |
Школа |
Интеллект |
1. Ситуационность, наглядность мышления 2. Классификационное мышление |
1. Образный характер мышления, наличие идеального плана 2. Творческое мышление |
Мотивация |
1. Узость и бедность содержания мотивов 2. Привязанность к ситуации |
1. Разнообразие и богатство содержания мотивов 2. Свобода от ситуации |
Произвольность |
Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю |
Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция |
Временная транспектива |
Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего |
Глубокая перспектива прошлого и будущего |
Самосознание |
1. Чувство «Мы» 2. Неопределенная идентичность 3. Неприятие себя, недоверие себе 4. Ориентация в самооценке на мнение других 5. Опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности |
1. Чувство «Я» 2. Определенная идентичность 3. Принятие себя, доверие к себе 4. ориентация в самооценке на собственные критерии 5. Опора на положительный эталон в развитии сексуальной идентичности |
Общение |
1. Недоверие к другим людям 2. Зависимость 3. Деструктивная агрессия |
1. Доверие к другим людям 2. Самостоятельность 3. Конструктивная агрессия |
Варианты исхода межличностного конфликта
Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.
Второй — затрагивает лишь фор ...
Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при
нарушенном зрении
Рассмотрим особенности зрительной образной памяти лиц с нарушениями зрения.
Долгое время тифлопсихологи считали, что память у слепых развивается интенсивнее, чем у зрячих. Это объяснялось дополнительным высвобождением «специфической энергии» зрительного анализатора и результатом мнемических упражнений. Они же относили память слепых к с ...
Родительские стили воспитания и установки
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка мо ...