«Я, каким кажусь себе»?Страница 6
w Особая психологическая проблема
– отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно – в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность.
Попробую подытожить результаты проведенного исследования. Для этого предельно схематично представлю данные в таблице, где в первом столбце выпишем изучавшиеся стороны психического развития, личности и поведения, а во втором и третьем – соответственно выводы по интернату.
Предмет исследования |
Интернат |
Школа |
Интеллект |
1. Ситуационность, наглядность мышления 2. Классификационное мышление |
1. Образный характер мышления, наличие идеального плана 2. Творческое мышление |
Мотивация |
1. Узость и бедность содержания мотивов 2. Привязанность к ситуации |
1. Разнообразие и богатство содержания мотивов 2. Свобода от ситуации |
Произвольность |
Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю |
Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция |
Временная транспектива |
Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего |
Глубокая перспектива прошлого и будущего |
Самосознание |
1. Чувство «Мы» 2. Неопределенная идентичность 3. Неприятие себя, недоверие себе 4. Ориентация в самооценке на мнение других 5. Опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности |
1. Чувство «Я» 2. Определенная идентичность 3. Принятие себя, доверие к себе 4. ориентация в самооценке на собственные критерии 5. Опора на положительный эталон в развитии сексуальной идентичности |
Общение |
1. Недоверие к другим людям 2. Зависимость 3. Деструктивная агрессия |
1. Доверие к другим людям 2. Самостоятельность 3. Конструктивная агрессия |
Что такое ощущение?
Ощущение – это психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения органов чувств, а также возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание си ...
Образование как социокультурный феномен. Тенденции
современной социокультурной ситуации и образование
Ключевые тенденции современной социокультурной ситуации, которые определяют направления развития образования в мире:
• Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторять образ жизни своих родителей, то в современны ...
Эмпирическое исследование влияния личностных
особенностей на образ профессионального будущего у молодого специалиста. Цели и задачи исследования
Цель:
Изучить влияние личностных особенностей молодого специалиста на формирование образа профессионального будущего.
Задачи:
1. Разработка психодиагностического комплекса, позволяющего выявить влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего.
2. Эмпирическое исследование влияния личностных ос ...