«Я, каким кажусь себе»?Страница 6
w Особая психологическая проблема
– отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно – в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность.
Попробую подытожить результаты проведенного исследования. Для этого предельно схематично представлю данные в таблице, где в первом столбце выпишем изучавшиеся стороны психического развития, личности и поведения, а во втором и третьем – соответственно выводы по интернату.
|
Предмет исследования |
Интернат |
Школа |
|
Интеллект |
1. Ситуационность, наглядность мышления 2. Классификационное мышление |
1. Образный характер мышления, наличие идеального плана 2. Творческое мышление |
|
Мотивация |
1. Узость и бедность содержания мотивов 2. Привязанность к ситуации |
1. Разнообразие и богатство содержания мотивов 2. Свобода от ситуации |
|
Произвольность |
Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю |
Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция |
|
Временная транспектива |
Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего |
Глубокая перспектива прошлого и будущего |
|
Самосознание |
1. Чувство «Мы» 2. Неопределенная идентичность 3. Неприятие себя, недоверие себе 4. Ориентация в самооценке на мнение других 5. Опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности |
1. Чувство «Я» 2. Определенная идентичность 3. Принятие себя, доверие к себе 4. ориентация в самооценке на собственные критерии 5. Опора на положительный эталон в развитии сексуальной идентичности |
|
Общение |
1. Недоверие к другим людям 2. Зависимость 3. Деструктивная агрессия |
1. Доверие к другим людям 2. Самостоятельность 3. Конструктивная агрессия |
Дети из детского дома
Сегодня в нашей стране в детских домах и школах – интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Какие они, эти дети? Как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно. Игнорируемая обществом проблема детей, оставшихся без родителей не исчезла, а, напротив, катастрофически разрослась, превративши ...
Методы исследования
В проведенном исследовании использовались следующие
эмпирические методы:
1. Опрос (авторский опросник "Профессиональный образ молодого специалиста")
Цель: исследование проблем профессионального самоопределения выпускников вузов: КГПУ им. К.Э. Циолковского и КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Опросник состоит 23 вопросов-утверждений. ...
Память. Общая характеристика. Основные виды, процессы и механизмы памяти.
П-важнейший псих. Процесс,как особая форма псих. Отражения действительности,которое заключается в закреплении,сохранении и последователньом воспроизведении человеком своего опыта. П. обеспечивает единство и последователньость течения процессов.
Понятие П. вкл. В себя: -способность к запоминанию;-способность к сохранению информации;-спо ...
