«Я, каким кажусь себе»?
Страница 3

Психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе – одна из важнейших, базовых потребностей человека. На психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, Я – концепция, высокая самооценка и т.д. Психологи отмечают, что воспитанники детских учреждений в большинстве в своем имеют негативную Я – концепцию, не уверены в себе. Как показывают исследования, при наличии устойчивой негативной Я – концепции у человека возникает так называемый дискомфорт успеха, когда ему бывает неуютно и даже неприятно, что его хвалят. Дискомфорт успеха объясняются тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное. В психологии есть такое понятие – идентичность, или самоидентичность. Имеется при этом в виду чувство тождества самому себе, чувство постоянства своего Я. Самоидентичность, чувство Я, формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у «семейных» детей.

w Самоидентичность

Центральный кризис идентичности – кризис подросткового возраста. Главным его симптомом считается обостренность, аффективная значимость чувства Я. Как показали данные, у воспитанников интерната это чувство Я практически не выражено. Если разделить высказывания о себе, даваемые подростками в самоописаниях на три категории: 1)

типичные для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2)

типичные для подростков; 3)типичные для взрослых. И в группе подростков из массовой школы, и в группе воспитанников интерната встречались высказывания всех трех категорий, но если в первой из этих групп высказывания из категории 1)

были единичны, а основное их число относилось к категории 2)

, то у воспитанников интерната все три категории высказываний по численности оказались примерно равными

w Мультипликация материнской заботы

Основную причину развития негативной Я – концепции является то, что ребенок из учреждений с раннего детства имеет дело не с одним любящим и заботливым взрослым, каковым для ребенка обычно является мать, а с множеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения, и по характеру эмоционального отношения к ребенку. Распределение материнской функции между несколькими воспитателями многие ученые считают не только источником неправильного формирующейся самоидентичности, или Я – концепции, но и вообще фактором, определяющим практически все дефекты психического развития ребенка из детского учреждения. Наиболее однозначны в такой оценке представители психоаналитического направления, полагающие, что мать ничем не заменима для маленького ребенка.

w Общение со взрослыми

Внешний рисунок этого общения у воспитанников школ – интернатов значительно отличается то наблюдаемого в обычной школе, в семье. Необходимо отметить два момента в общении воспитанников детского дома со взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой – примитивность и неразвитость форм общения. Д. Боулби и У. Голдфарб зафиксировали подобные факты трудностей в общении со взрослыми и объясняли их тем, что ребенок в детском учреждении с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях (5, стр. 122)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Особенности развития личности студентов
Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. «Если человеку еще в юношестве или в студенческие годы помочь в формировании собственной личности, ее направленности, в поиске своего стиля жизни, учитывающего все плюсы и минусы его индивидуальности, то он сможет в будуще ...

Специальная психология в системе практической психологии
Специальная психология может быть охарактеризована как одна из старейших прикладных отраслей психологической науки, что следует понимать буквально, как систему использования психологических знаний в решении конкретных проблем практической деятельности человека. Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном прои ...

Школьный период
Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было те ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru