«Я, каким кажусь себе»?
Страница 4

w Реакция на фрустрацию

«Фрустрация» – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния. Она нередко является причиной неврозов. В связи с этим особое значение имеет проблема толерантности (устойчивости) личности к фрустрации. Ситуация фрустрации возникает в жизни каждого человека, но реагируют на нее люди по-разному. Сопоставление данных по группам интерната и массовой школы выявляет следующие различия между ними: реакции на фрустрацию потребности у детей из массовой школы более разнообразны. В интернате доминируют ответы, содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Специальный анализ реакций воспитанников в ситуациях конфликтов со взрослыми выявил, что у них доминируют экстрапунитивные реакции, в то время как в массовой школе в аналогичных ситуациях преобладают интропунитивные реакции. Этот факт выглядит как минимум странно на фоне отмечавшейся выше потребности в общении со взрослыми, характерной для детей, воспитывающихся вне семьи.

w Общение с другими детьми

Учитывая особенности жизни в детском учреждении, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Это действительно характеризует общение в школе – интернате. Но воспитанники интернатов менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е., по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях соответственно неспособность конструктивно решить конфликт. Чтобы понять причины, по которым возникают описанные особенности поведения лишь у воспитанников школы – интерната, недостаточно лишь указать на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками, с другой. Необходим качественный анализ специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в условиях детского учреждения. Наблюдения за воспитанниками, у которых не было опыта общения со старшими братьями и сестрами, показали, что дети не имеют к ним родственной привязанности, а в процессе общения их отношения находятся на очень низком уровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни доброжелательности, ни заботы, ни заинтересованности). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение, нуждаясь в любви и внимания, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Семейные взаимоотношения и особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника. Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций
В настоящее время проблемам родительства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной сам ...

Подходы к структуре личности
Проблема структуры, природа ее организации и влияния на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности. Многие известные теории личности базируются на структурных концепциях, которые раскрывают взаимосвязи различных функций и свойств, то есть относительно неизменных характеристик человека. Любой подх ...

Понятие «темперамент». Психологические свойства темперамента
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с анатомической точки зрения темперамент — тип деятельности нервной системы чело ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru