«Я, каким кажусь себе»?Страница 4
w Реакция на фрустрацию
«Фрустрация» – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния. Она нередко является причиной неврозов. В связи с этим особое значение имеет проблема толерантности (устойчивости) личности к фрустрации. Ситуация фрустрации возникает в жизни каждого человека, но реагируют на нее люди по-разному. Сопоставление данных по группам интерната и массовой школы выявляет следующие различия между ними: реакции на фрустрацию потребности у детей из массовой школы более разнообразны. В интернате доминируют ответы, содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Специальный анализ реакций воспитанников в ситуациях конфликтов со взрослыми выявил, что у них доминируют экстрапунитивные реакции, в то время как в массовой школе в аналогичных ситуациях преобладают интропунитивные реакции. Этот факт выглядит как минимум странно на фоне отмечавшейся выше потребности в общении со взрослыми, характерной для детей, воспитывающихся вне семьи.
w Общение с другими детьми
Учитывая особенности жизни в детском учреждении, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Это действительно характеризует общение в школе – интернате. Но воспитанники интернатов менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е., по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях соответственно неспособность конструктивно решить конфликт. Чтобы понять причины, по которым возникают описанные особенности поведения лишь у воспитанников школы – интерната, недостаточно лишь указать на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками, с другой. Необходим качественный анализ специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в условиях детского учреждения. Наблюдения за воспитанниками, у которых не было опыта общения со старшими братьями и сестрами, показали, что дети не имеют к ним родственной привязанности, а в процессе общения их отношения находятся на очень низком уровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни доброжелательности, ни заботы, ни заинтересованности). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение, нуждаясь в любви и внимания, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Обсуждение
Итак, больше ста лет назад Зигмунд Фрейд усомнился в том, что люди сознательно управляют своими поступками и своей жизнью. Он заявил, что "Я" человека далеко не всемогуще. И что думают об этом современные исследователи? Как показывают новейшие исследования, бессознательное - наш эффективный помощник. Мгновенные "озарения& ...
Диагностика особенностей эмоционального благополучия личности старшего
дошкольника
Особенности эмоционального отношения ребенка к семье
По результатам диагностики проективных методик «Рисунок семьи» и «два дома» было оценено эмоциональное отношение ребенка к семье.
Рис. 3. Процентное выражение типов эмоционального отношения детей к родителям
Эмоциональное благополучие в отношении к родителям преобладает у 43,1% д ...
Приемы и методы психологического консультирования
на “Телефоне Доверия”. Особенности телефонного консультирования.
“ Помощь также близка,
как и телефон…”
Девиз “Международной Лиги жизни”
Широчайшее распространение телефонных служб по всему миру обусловлено особенностями телефонной связи как средства общения. Среди особенностей телефонной коммуникации специалисты отмечают следующее: пространственные и временные особенности; возможность прервать ...
