«Я, каким кажусь себе»?Страница 2
Анализ содержания самоописания дает возможность составить представление об образе Я, имеющемся у подростков. Содержание образа Я выражает то, что человек считает в себе наиболее значимым, что, по его мнению, может отличить его от других. Поэтому с психологической точки зрения образ Я имеет ценностно-различительный характер. Из приведенных протоколов видно, что в школе, и в интернате встречаются различные самоописания подростков. И выбраны они были не случайно, так как отражают некоторые типичные для сравниваемых групп тенденции.
А сейчас, мне бы хотелось более подробно остановиться на рассмотрении вопроса о психологических проблемах детей
, проживающих в различных условиях (дети из школ – интернатов, лишенных родительского попечительства и дети из массовых школ).
w Образ Я
С
равнивая содержание Я
у воспитанников интерната и учащихся массовой школы, обнаружилось, что только в той части, которая касается взаимоотношений подростка с другими людьми, оно сходно. Это, по-видимому, отражает сензитивность подросткового возраста к данной проблематике, так как для подростков общение со сверстниками, равна как и перестройка взаимоотношений со взрослыми. При детальном анализе здесь нашлись различия. Школьники, как правило, акцентируют внимание на тех своих качествах, которые помогают или мешают им стать хорошим другом, на своих умениях, я точнее неумениях, трудностях в понимании других людей. У воспитанников интерната такие темы совершенно непопулярны. Сравнение образа Я в данном аспекте создает впечатление, будто воспитанники детского дома более социализированы, лучше умеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это не так. Они значительно более инфальтильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих. В образе Я
это, в частности, ярко проявляется в том, что если школьники открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против опеки и контроля, то и интернате в качестве ценности выделяется прямопротивоположное – признание необходимого контроля над собой. При сравнении самооценок подросток обращает внимание на себя то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и относятся к личности в целом. Основой для такой самооценки служат отрицательные нравственные качества («злой», «грубый», «врун», «непослушный», «ленивый», «полный эгоист»). У школьников, как правило, отношение к себе положительное, а самооценка обычно носит весьма сложный характер, включая общее принятие – неприятие себя по типу «Я себя люблю – я себя не люблю»,
оценки своих отдельных умений, достижений, недостатков, а также оценки своего характера как чего-то относительно автономного от Я
, с чем подросток ведет борьбу, воспитательную работу и т.п. Типичным высказыванием может служить: «Я хороший, умный и добрый человек, но у меня просто невыносимый характер; больше всего в моем характере мне не нравится его вспыльчивость и вредность, поэтому я воспитываю свой характер».
w Любовь к себе
Выводы
-
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умст ...
Особенности
взаимоотношения личности и общества
Под обществом в социологии понимается объединение людей, характеризующееся:
а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;
б) целостностью и устойчивостью;
в)самовосп ...
Современная псих и ее место в системе наук
Особое место в развитии псих мысли в России занимают труды Ломоносова.В своих работах по риторике и физике он развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи.У нас в стране псих начала развиваться как самостоятельная наука в 19в.Большую роль сыграли труды АИ Герцена, который говорил о деянии как сущ ...
