Восприятие. Виды, свойства и функции
Страница 1

Рассмотрение восприятия и его свойств с позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, что восприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Так как именно в образах, чувственных и умственных проявляется результат восприятия. «Можно сказать так: знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности».

А.Н. Леонтьев отмечал, что «чувственный образ есть та форма, в которой предметный мир открывается субъекту в результате его деятельности». Этот предметный мир открывается в образе как реально, то есть независимо от самого субъекта, существующий. Но, одновременно, «внешний» мир переходит в «бытие для субъекта». Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности».

В восприятии проявляется жизненный процесс, протекающий на разных уровнях организации. Восприятие нельзя понимать как однонаправленный процесс – от объекта к субъекту. Имеет место и обратная связь, обеспечиваемая активностью, сознательностью и произвольностью деятельности. Процесс восприятия и его продукт включены в деятельность в предметном окружающем мире. И восприятие также предметно, как и воспринимаемый мир. Одно из важнейших свойств восприятия – это его предметность. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. «И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира». Опыты Дж. Стрэттона с очками, переворачивающими мир на 180 градусов, показывают, что, когда испытуемый самостоятельно двигается в «перевернутом мире», то довольно быстро он адаптируется и начинает адекватно ориентироваться в окружающем, более того, зрение начинает «работать» правильно. А у тех испытуемых, которых в «перевернутом мире» возили в тележке, лишая их самостоятельной активности, правильное видение мира не восстанавливалось. «У всех испытуемых наблюдалась значительная степень адаптации в серии с активным движением. Напротив, в серии с пассивным движением никакой адаптации обнаружено не было». Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешним миром и его образом, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражения.

Восприятие само можно рассматривать как деятельность, то есть в качестве процесса, который побуждается и направляется тем или иным предметом, мотивом, который конкретизует какую-то потребность. Перцептивная деятельность всегда определяется смыслом, мотивом, целью. Она обеспечивается необходимыми навыками, нормальным функционированием психофизиологических функций. Деятельность восприятия обнаруживает себя, по выражению А.Н. Леонтьева, в «воспринимании». Она сама по себе регулируется смыслом, и имеет значение. «Обращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это - смысловое поле, система значений». Осмысленность восприятия является существенным свойством восприятия, доказывающим его активный характер. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Это одновременно является и загадкой восприятия. Р.Грегори в книге «Разумный глаз» отмечает: «Разумность глаза -до сих пор во многом загадочная для науки - в том и состоит, что зрение способно проникать в невидимую суть видимых вещей. Зрение человеческое иногда позволяет узнать не только биологически важные свойства предметов, а и такие их качества, которые вообще недоступны органам чувств, но известны разуму».

Страницы: 1 2


Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его ...

Особенности общения с жителями Китая
В процессе общения с жителями Китая и других стран с преобладанием китайского населения (Тайвань, Сингапур, Гонконг и др.) надо иметь в виду, что партнёры из этой страны очень внимательны к своим собеседникам. Специфика общения с китайцами основана на народных традициях и заключается в гостеприимстве, стремлении склонить партнёра к прин ...

Адекватное восприятие реальности (действительности)
У детей и подростков с сенсорными дефектами и дефектами интеллекта адекватность восприятия действительности, конечно, не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений. С другой стороны, всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов. Адекватное самопознание, самопереживание и с ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru