Подходы к изучению девиантного поведения
Страница 3

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования показали связь ранней родительской депривации и девиантного поведения в подростковом возрасте у мальчиков. По отношению к подросткам с отклоняющимся поведением, но без признаков депривации, у мальчиков основной группы достоверно чаще встречаются делинквентность, алкоголизация/наркотизация и саморазрушающее поведение с ущербом для нравственного развития (СПУНР). В результате многофакторного анализа оказалось, что делинквентность/наркотизация и СПУНР/время начала проявлений девиантного поведения формируют факторы у подростков с депривацией в раннем детстве и отклоняющимся поведением. У подростков с отклоняющимся поведением и без депривации структура факторных групп иная: 1-й фактор - бродяжничество/ суицидальное поведение/делинквентность/СПУНР; 2-й фактор - время начала проявлений девиантного поведения/токсикомания. Кроме того, максимальная нагрузка у мальчиков основной группы падает на факторы делинквентности и СПУНР, тогда как у подростков без депривации это - бродяжничество и токсикомания.

При сравнении депривированных в раннем возрасте мальчиков с нормальным интеллектом и подростков с легкой степенью умственной отсталости также оказалось, что структура факторных групп разная. Наиболее весомым у олигофренов является фактор делинквентности/бродяжничества.

При отсутствии отца в возрасте с 3- до 18-месячного возраста у мальчиков и юношей девиантное поведение проявлялось наиболее часто (рисунок, а). Чем тяжелее проявления отклоняющегося поведения, тем более выражена отцовская депривация. Например, отец 18-летнего В.А. утонул, когда мальчику было три месяца. У В.А. отмечаются реакции протеста и эмансипации, приводящие к уходу из дома (РПЭПУ), СПУНР, делинквентность и суицидальное поведение.

У девочек с ранней родительской депривацией девиантное поведение достоверно проявлялось при воспитании в государственных учреждениях. Такая же тенденция отмечается, если девочка была удочерена после 1,5 лет, не достигающая, однако, статистически достоверного уровня. В этом случае, по-видимому, привязанность была окончательно сформирована к биологическим родителям, персоналу домов ребенка и не смогла трансформироваться в привязанность к новым родителям.

Девочки с отклоняющимся поведением (11 из 26) часто имели асоциальную мать, периодически оставлявшую их в раннем детстве на попечение других людей (частичная материнская депривация). Выраженность депривации и девиантного поведения у девочек статистически достоверна. Структура факторов при многофакторном анализе у девочек основной и контрольной групп также отличается. Несмотря на то, что по одной из иерархии факторов основной группы встречается или в первой, или во второй контрольной группе (см. таблицу), обращает на себя внимание наибольший вес 2-го фактора - "наркотизация/сексуальные расстройства". В I контрольной группе девочек вообще отсутствуют сексуальные расстройства (поэтому данный фактор не обрабатывался NCSS), а фактор наркоманического поведения имеет низкий вес. Эти девочки демонстрируют сплав делинквентности, агрессивности и суицидального поведения. У умственно отсталых наиболее весомы делинквентность и СПУНР. В целом распределение нагрузок факторов в контрольных группах девочек напоминает таковое у мальчиков с нормальным интеллектом и депривацией.

Результаты исследования свидетельствуют, что ранняя родительско-детская привязанность влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные стереотипы поведения.

Мальчики, воспитывавшиеся с раннего возраста без отца, не могут компенсировать свою агрессивность. Возможно, что в возрасте от 7 дней до 6-8 мес первого года формируется первичная привязанность к отцу, отсутствие которой привело исследованных нами мальчиков к саморазрушающему поведению с ущербом для нравственного развития. Не исключено, что в этом возрасте существует особый сензитивный период - привязанность к другим лицам (кроме матери). Если рядом с младенцем оказывается отец, то вторичная привязанность формируется к нему, если бабушка, старшая сестра или брат, то - к ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Либеральный стиль
Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель- ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с ...

Психологический эксперимент как специфический метод исследования. Понятие экспериментальной психологии, основные подходы к определению
Исторически первым сложилось понимание экспериментальной психологии как система эмпирических методов и получаемых с помощью этих методов психологических знаний. Во 2 пол. 20 века в связи с развитием и дифференциации психологического знания предметом экспериментальной психологии становится природа психологического эксперимента, его стру ...

Типы отношения к окружающим
I. Авторитарный 13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. 9-12 - доминантный, энергичный ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru