Подходы к изучению девиантного поведения
Страница 4

У девочек, воспитывавшихся невнимательной асоциальной матерью в раннем возрасте или в государственном учреждении, возникают трудности на пути приобретения способностей поддержать домашний очаг, создать уют и доброжелательность в семье. Основные формы их поведения: сексуальные отклонения, проявлявшиеся в раннем начале половой жизни, сексуальная расторможенность и наркотизация.

Дети, воспитывавшиеся в сиротских учреждениях, несмотря на значительную материальную поддержку государства, отвечают обществу агрессивностью и криминальностью. На это указал в своем докладе ВОЗ еще в конце 1940-х гг. Джон Боулби.

В заключение необходимо отметить, что отклоняющееся поведение у подростков развивается под воздействием многих факторов. Как указывалось выше, это: наследственные, конституциональные; личностные; фактор наличия психических нарушений; особенности ситуации, приводящей к противоправным действиям; а также структуры подростковой группы, способствующей совершению правонарушения, и некоторые другие. В данной работе мы стремились показать в ряду личностных признаков только влияние фактора ранней родительской депривации на развитие определенного диапазона девиантного поведения у детей и подростков.

Выводы

1. Структура отклоняющегося поведения у подростков, имевших раннюю родительскую депривацию, и у девиантных подростков без признаков депривации разная.

2. Депривированные мальчики-девианты достоверно чаще, по сравнению с мальчиками без депривации, демонстрируют делинквентность, алкоголизацию/наркотизацию и саморазрушающее поведение с ущербом для нравственного развития (СПУНР).

3. У депривированных девочек-девиантов наиболее весомым, по сравнению с подростками без депривации, является фактор, сочетающий наркотизацию и сексуальные расстройства."

Конечно, биологическое и психологическое объяснения очень интересны, но нас больше интересует социологическое объяснение данного феномена.

Социологическое объяснение

Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.[4]

Теория аномии

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией (буквально "разрегулированность"). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей (т.е. их удовольствия и разочарования) более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение людей, Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с "нарушениями коллективного порядка". Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и - все это способствует девиантному поведению.

Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Это может быть, например, результатом смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные верования, проявляющих верность различным идеалам, в частности, по-разному относящихся к азартным играм, употреблению спиртных напитков и другим типам поведения. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных связей. В своем классическом исследовании Шоу и Маккэй установили, что официальный уровень правонарушений среди подростков особенно высок в городских районах, где проживают люди различного происхождения и наблюдается высокая степень текучести населения. Для жизни таких районов характерен не только конфликт между культурными ценностями (что приводит к отсутствию единой совокупности ожиданий), но возникают трудности в связи с контролем за соблюдением любых стандартов, и должностные лица даже не пытаются его осуществлять. Противоречивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Функции и ценности образования в обществе
Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций: • Функция воспроизводства — направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей. • Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом. На практике эти функции ...

Выводы
По результатам проведенной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы: - основной целью опытно-экспериментальной работы была проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась с детьми, имеющими проблемы в развитии произвольного внимания. ...

Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [4]
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru