Подходы к изучению девиантного поведения
Страница 4

У девочек, воспитывавшихся невнимательной асоциальной матерью в раннем возрасте или в государственном учреждении, возникают трудности на пути приобретения способностей поддержать домашний очаг, создать уют и доброжелательность в семье. Основные формы их поведения: сексуальные отклонения, проявлявшиеся в раннем начале половой жизни, сексуальная расторможенность и наркотизация.

Дети, воспитывавшиеся в сиротских учреждениях, несмотря на значительную материальную поддержку государства, отвечают обществу агрессивностью и криминальностью. На это указал в своем докладе ВОЗ еще в конце 1940-х гг. Джон Боулби.

В заключение необходимо отметить, что отклоняющееся поведение у подростков развивается под воздействием многих факторов. Как указывалось выше, это: наследственные, конституциональные; личностные; фактор наличия психических нарушений; особенности ситуации, приводящей к противоправным действиям; а также структуры подростковой группы, способствующей совершению правонарушения, и некоторые другие. В данной работе мы стремились показать в ряду личностных признаков только влияние фактора ранней родительской депривации на развитие определенного диапазона девиантного поведения у детей и подростков.

Выводы

1. Структура отклоняющегося поведения у подростков, имевших раннюю родительскую депривацию, и у девиантных подростков без признаков депривации разная.

2. Депривированные мальчики-девианты достоверно чаще, по сравнению с мальчиками без депривации, демонстрируют делинквентность, алкоголизацию/наркотизацию и саморазрушающее поведение с ущербом для нравственного развития (СПУНР).

3. У депривированных девочек-девиантов наиболее весомым, по сравнению с подростками без депривации, является фактор, сочетающий наркотизацию и сексуальные расстройства."

Конечно, биологическое и психологическое объяснения очень интересны, но нас больше интересует социологическое объяснение данного феномена.

Социологическое объяснение

Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.[4]

Теория аномии

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией (буквально "разрегулированность"). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей (т.е. их удовольствия и разочарования) более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение людей, Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с "нарушениями коллективного порядка". Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и - все это способствует девиантному поведению.

Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин "социальная дезорганизация" обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Это может быть, например, результатом смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные верования, проявляющих верность различным идеалам, в частности, по-разному относящихся к азартным играм, употреблению спиртных напитков и другим типам поведения. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных связей. В своем классическом исследовании Шоу и Маккэй установили, что официальный уровень правонарушений среди подростков особенно высок в городских районах, где проживают люди различного происхождения и наблюдается высокая степень текучести населения. Для жизни таких районов характерен не только конфликт между культурными ценностями (что приводит к отсутствию единой совокупности ожиданий), но возникают трудности в связи с контролем за соблюдением любых стандартов, и должностные лица даже не пытаются его осуществлять. Противоречивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Теоретический анализ особенностей внимания как психического процесса у младших школьников. Общее понятие внимания и его виды. Исследования внимания в трудах зарубежных и отечественных психологов
На нервную систему человека ежеминутно воздействует множество различных раздражителей: свет, шум. звуки человеческой речи, прикосновение одежды. Действуют и внутренние раздражители, которые вызывают ощущения голода, боли, жажды, утомления. Из всех разнообразных воздействий человек выделяет в каждый данный момент какое-то одно воздейств ...

Полноценная сексуальная жизнь
Хотя мало кто будет оспаривать главную роль сексуальных отношений для хорошего брака, это исследование, также как и изучение проблем развода, подтверждают, что сексуальная жизнь партнеров является также наиболее уязвимой частью взаимоотношений. Она чувствительна к кратким и длительным перерывам, связанным со стрессами на работе, рождени ...

Профессиограмма государственного служащего
Рассмотрим создание профессиограммы на примере профессии государственный служащий (государственная гражданская служба). Из всего многообразия методов профессиографии нами выбраны методы: социологические - опрос, включенное наблюдение, психологические – беседа, наблюдение. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru