Подходы к изучению девиантного поведения
Страница 2

Хотя эти данные внушают доверие, возникают некоторые трудности, когда мы делаем вывод, что мужчинам, обладающим набором хромосом типа XYY, в большей мере свойственна биологически предопределенная тенденция к криминальному поведению, чем имеющим набор хромосом типа XY. Возможно, иногда необычная, даже пугающая внешность таких мужчин в какой-то мере способствует тому, что их арестовывают и признают виновными чаще, чем людей с заурядной внешностью. Если в самом деле учитывать уровень развития их интеллекта, можно предположить, что обладающих хромосомами XYY легче поймать на месте преступления, но это не означает, что они чаще других совершают преступления.[17]

Психологическое объяснение

Психологический подход, так же как и биологические теории, рассмотренные выше, часто применяется к анализу криминального поведения. Мыслители прошлого, которые стремились к психологическому объяснению девиации, подчеркивали важность так называемых общих состояний: "умственных дефектов", "дегенеративности", "слабоумия" и "психопатии". Криминологи старались с помощью научных методов установить связь между названными состояниями и криминальным поведением. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. Например, Фрейд ввел понятие - "преступники с чувством вины" - речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. Что касается сексуальной девиации, то некоторые психологи полагали, что эксгибиционизм, половые извращения и фетишизм обусловлены непреодоленным страхом кастрации. Например, демонстрируя свой половой орган, эксгибиционист, возможно, тем самым убеждался в его сохранности.

Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов. В 1950 г. Шуэсслер и Кресси проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, например, эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость или обеспокоенность, которые могли бы быть наблюдаемы у всех преступников. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков, наверное, оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или "комплекса" нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов. [30]

Также, совсем недавно, проводилось исследование психологов о депривации по методике Векслера. Они провели исследование, задачей которого было выяснить влияние ранней родительской депривации до 1,5 года на формирование конкретных вариантов девиантного поведения у подростков.

Материалы и методы исследования

Работа проводилась по материалам медицинской документации. Основные группы детей составлялись по принципу наличия в анамнезе проявлений полной или частичной родительской депривации в возрасте до 1,5 лет. К девиантному поведению они относили патохарактерологические реакции и реакции, возникающие у психопатических личностей.

Патохарактерологическая реакция возникает на основе характерологической. Характерологической реакцией называется преходящее, ситуативно обусловленное изменение поведения, проявляющееся преимущественно в репрезентативной микросреде (семья, школа и т.д.). Переход характерологической реакции в патохарактерологическую наблюдается тогда, когда изменение поведения выходит за пределы микросоциальной среды и ситуации, утрачиваются проявления психологической понятности, и может быть, "включаются" невротические расстройства. При достаточной выраженности такая реакция нарушает социально-психологическую адаптацию. Выделяются варианты характерологических и соответствующих им патохарактерологических реакций: протеста, отказа, имитации, компенсации и гиперкомпенсации. В подростковом возрасте наблюдаются реакции эмансипации, группирования, увлечения, а также реакции, связанные с формирующимся сексуальным влечением. Всегда патологичны, по мнению А.Е. Личко, мелкие правонарушения, не достигающие уголовно наказуемого деяния (делинквентность), суицидальное поведение, транзиторные сексуальные перверзии и алкоголизация до 16 лет. К патологическим реакциям относится также саморазрушающее поведение с ущербом для нравственного развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростков в различных социальных средах. Организа
Целью данного исследования является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах. Была выдвинута следующая г ипотеза : мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами: А) нравственной зрело ...

Представление о социальной роли, социальном статусе
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены мо ...

Проблема внимания в психологии
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать с ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru