Другая психология » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Теоретические и методологические аспекты исследования зрительной образной памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Зрительная образная память как вид памяти в работах зарубежных и отечест

Теоретические и методологические аспекты исследования зрительной образной памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Зрительная образная память как вид памяти в работах зарубежных и отечест
Страница 2

За пространственное восприятие и объем зрительной памяти в равной степени отвечают оба полушария.

В случае функциональной несформированности межполушарного взаимодействия (мозолистого тела) наблюдается обилие реверсий (зеркальности) при воспроизведении эталонов зрительной памяти. Восприятие и анализ объектов идет справа налево. Отмечается тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля. Характерны краевые эффекты памяти.

Особое внимание исследователями (В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, Н. Розов и др.) уделялось процессам памяти. В психологической науке различают такие процессы памяти, как запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение информации.

Запоминание рассматривается как один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память.

А.Р. Лурия и П.И. Зинченко отмечают, что кодирование информации начинается на стадии сенсорной памяти через восприятие и выделение комплекса признаков. Далее происходит их перегруппировка на уровне кратковременной памяти. Завершающий этап основного кодирования, сопровождаемый анализом и идентификацией, происходит на уровне долговременной памяти.

Е.И. Рогов и С.Л. Рубинштейн отмечают, что запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно. Затем человек сохраняет значимый для него материал. Тогда запечатление переходит в сознательное запоминание.

Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.

А.Т. Айрапетянц, В.П. Зинченко и др. выделяют механическое и логическое, опосредованное и непосредственное запоминание. На основе этого ряд психологов (С.Ю. Головин, Н. Розов, И.М. Соловьев, А.Р. Лурия, Л.В. Черемошкина, В.Д. Шадриков и др.) выделили способы запоминания (мнемические приёмы):

Механические приёмы: повторение, вербализация (открытая/ внутренняя);

Приёмы на логической основе: понимание, составление плана / выделение опорных пунктов, группировка, классификация;

Приёмы, опосредованные вспомогательными средствами: цепной метод: складывание цепочки мысленных образов, использование синестезических комплексов: опора на зрительные, вкусовые, тактильные ощущения одновременно; сокращение информации с абстрагированием от деталей; метод ассоциаций (по сходству, по смежности, по противоположности); метод аналогии, метод рифм: сокращение названия из первых букв, метод ритма: первые буквы стихотворения составляют слово, семантизация: разложение сложной / бессмысленной фразы на элементы с попыткой подобрать каждому близкую ассоциацию, соотнесение (с чем-либо ранее уже известным, отдельных частей материала друг с другом, слова с картинкой), запоминание образа относительно устойчивого объекта;

Учёные выделяют такие виды заучивания как кратковременное, длительное; произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное.

А.М. Вейн, А.И. Розов считают, что успешность запоминания зависит от отношения человека к заучиваемому материалу, от установки на его усвоение, от интереса к нему, от мотив, побуждающих запомнить. Материал запомнится лучше, если его усвоение сопровождается выполнением активных действий.

Следующий процесс памяти – сохранение. С.Л. Рубинштейн рассматривает его как сложный динамический процесс, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включающий многообразные процессы переработки материала. А.Р. Лурия утверждает, что следы памяти претерпевают изменения, становясь иногда более обобщенными и схематичными. Таким образом, старые следы существенно отличаются от только что запечатленных.

Процесс, обратный сохранению – забывание – невозможность воспроизведения материала. Это связано с затуханием временных связей в коре головного мозга. З. Фрейд связывает забывание с вытеснением из сознания информации неприемлемого содержания. В.А. Крутецкий и Е.И. Рогов сходятся во мнении, что забывание освобождает мозг от избыточной информации. В специализированной литературе описывается временное, частичное, полное (амнезия) и длительное забывание.

Воспроизведение, по определению С.Л. Рубинштейна, это восстановление прежде усвоенного материала путём оживления ранее образованных следов.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что оно может совершаться произвольно и непроизвольно, полно/чётко и частично/расплывчато.

Воспроизведение включает в себя такие процессы как воспоминание, узнавание и припоминание.

Воспоминание рассматривается как воспроизведение образов прошлого, отнесенных к более или менее точно определенному моменту истории жизни.

Страницы: 1 2 3


Латентный период
После пяти лет наступает длительный период латентной детской сексуальности (5-12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру. Либидо в это время не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для идентификации и построен ...

Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников
Выявление взаимосвязи родительского отношения и особенностей эмоционального благополучия, которое включает эмоциональное отношение, эмоциональное принятие и эмоциональное поведение ребенка, было осуществлено с помощью критериев Краскала-Уоллеса и Манна-Уитни. Нами также было определены достоверные и на уровне тенденций взаимосвязи типо ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории. Диагностика уровня развития памяти младших школьников
Для развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории на базе МОУ Синицинская СОШ был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 10 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1. Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап – констатирующий этап - ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru