Другая психология » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Теоретические и методологические аспекты исследования зрительной образной памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Зрительная образная память как вид памяти в работах зарубежных и отечест

Теоретические и методологические аспекты исследования зрительной образной памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Зрительная образная память как вид памяти в работах зарубежных и отечест
Страница 1

Рассматривать зрительную образную память следует, прежде всего, как вид памяти. Поэтому считаем необходимым уделить внимание изначально характеристике памяти как психическому явлению.

На протяжении столетий механизмы и функции памяти привлекали внимание философов, генетиков, медиков, кибернетиков и т.д.

Память далеко не сразу была выделена как специфическая психическая функция. Она рассматривалась как основа всякого знания. В античности философы считали, что человек – это дощечка для письма, на которой ничего не написано при рождении, а в течение жизни на ней запечатляются происходящие события.

Экспериментальные исследования начались с изучения функций памяти, преимущественно на основе бессмысленного материала. Постепенно появились представления об образной, словесно-логической и модально-специфической памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, сформулированных на основе экспериментальных данных, была ассоциативная теория (XVII – XIX). Представители данного направления (Г. Мюллер, А. Пильцекер и др.) считали, что в основе памяти лежит сложная система ассоциаций. В конце XIX века появилась гештальт-теория (К. Готшальд, В. Келер и др.), в рамках которой память понималась как целостная система – гештальт, состоящая из запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого опыта. В начале ХХ века возникла смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер и др.), в которой большое значение предавалось смысловому содержанию материала при его запоминании и воспроизведении. В 50-е г.г. XX в. разрабатывается информационно-кибернетическая теория памяти. Представители данного направления (Д.Б. Бродбент, П. Линдслей и д.р.) рассматривали процессы памяти с точки зрения их технического и алгоритмического моделирования.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. Понимание памяти как действия явилось самым существенным достижением психологии памяти 20-30-х годов XX в. В этой теории память определяется как особый вид психической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчинённых решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, и др.). Считается, что особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности - опосредованность, целенаправленность, мотивированность - относятся и к памяти. П.И. Зинченко писал, что благодаря этому стало возможным исследование не только результатов запоминания, но и самой деятельности запоминания, её внутреннего строения.

Еще одна теория памяти, выдвинутая в психологии - теория отражения. В ней память рассматривалась как отражение человеком реальной действительности, неразрывно связанное с деятельностью.

Таким образом, становится очевидным, что изучение памяти имеет богатую историю, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Приведённый экскурс в историю проблемы памяти показал, что существуют разнообразные подходы к пониманию термина «память».

Память рассматривается как психический процесс , С.Л. Рубинштейн), как функция психики Б.И. Каменецкая, Л.С. Выготский), как вид психической деятельности как система ассоциаций (Г. Мюллер, А. Пильцекер), как гештальт (К. Готшальд, В. Келер), как отражение (З.И. Истомина).

В данном исследовании мы будет опираться на следующее определение памяти. Память – это психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и переработке человеком разнообразной информации (С.Л. Рубинштейн).

Память как психическое явление связано с другими психическими процессами (П.П. Блонский, Бондарь А.Т.), состояниями (Н.Д. Левитов, Т.А. Немчин, В.Н. Юрченко) и личностью в целом (С.Н. Шабалин, А.А. Смирнов).

З.И. Истомина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и другие исследователи отмечают, что функции памяти заключены в запечатлении, сохранении и воспроизведении информации. Благодаря этому передаётся генетическая и приобретаемая в процессе индивидуальной жизни информация. Память является одним из условий научения, приобретения знаний, формирования умения и навыков. Она лежит в основе совершенствования и адаптации организма путём проецирования прошлого опыта на текущую ситуацию.

В соответствии с темой нашего исследования считаем необходимым рассмотреть вопрос о физиологических основах зрительной памяти, организации мнемической деятельности на уровне полушарий мозга.

Исследованиями установлено, что полушария мозга чётко отвечают за ту или иную характеристику памяти. Так, правая гемисфера (преимущественно затылочная зона) отвечает за скорость запоминания зрительных эталонов, их хранение и упорядоченное воспроизведение с чётким представлением предмета в его отсутствие . Она хранит образные представления предметов. Отвечает за непроизвольный характер памяти.

Страницы: 1 2 3


Механизмы формирования мотивов
В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым. Леонтьев описал один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть данного механи ...

Диагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте. Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющихся у них запаса бытовых знаний
Предполагается, что с возрастом расширяется объем этих знаний (о себе, о близких, о местности, где он живет, о пространстве и времени, об окружающей природной среде и т. д.) и их глубина. Существует несколько вариантов методики с вопросами для детей, поступающих в школу, для учащихся 1,2,3 классов. Для ответа на каждый вопрос дается 30 ...

Демократизация школьного образования
К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода: • Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­нию одних учеников по сравнению с другим ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru