Другая психология » Специальная психология » Исследовательские методы в психологии и их классификация

Исследовательские методы в психологии и их классификация
Страница 5

Рассмотрим подробна предлагаемые разными авторами параметры оценки.

С.Д. Забрамная считая обязательным учитывать в ходе обследования четыре показателя.

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования (волнение - естественная реакция на новую обстановку, незнакомых людей). Должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с психологом, неадекватность общения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого рода инструкция понятна ребенку: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Обращается внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность, наличие самоконтроля, саморегуляции. Одним из главных показателей является возможность использовать помощь: чем более выражена эта возможность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости является и перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание;

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

В.И. Лубовский и И.А. Коробейников выделяют четыре параметра качественно-количественной оценки результатов деятельности детей.

1. Особенности аффективно-личностной сферы - контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности, активность, критика.

2. Особенности работоспособности - динамика продуктивности, истощаемость, переключаемость, внимание.

3. Общая характеристика деятельности - наличие ориентировочной части, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность.

4. Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности - непосредственная кратковременная и долговременная память, простое кодирование, качество опосредованного запоминания, доступность опосредования, динамика обучения и качество переноса (обучающий эксперимент), конструктивный праксис, логические построения, простые и усложненные обобщения, анализ несообразностей.

По каждому из показателей начисляются соответствующие баллы, которые затем суммируются по группам. Перечисленные параметры выделены, главным образом, для старшего дошкольного возраста и в целях дифференциации нарушений развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, но являются также существенными для анализа и близких к дошкольному возрастных этапов развития, тем более что хронологический возраст далеко не всегда соответствует уровню развития.

Н.Я. и М.М. Семаго считают целесообразным учитывать при проведении диагностического обследования три критерия.

1. Адекватность поведения в процессе обследования;

2. Критичность ребенка по отношению к результатам, успешности решения диагностических задач, собственному поведению;

3. Обучаемость как основной педагогический критерий.

В.И. Лубовский полагает и доказывает, что оценка результатов психодиагностического обследования должна быть в целом независимой от вида и содержания тестовых заданий. Единственно важным условием он считает достаточно полный охват обследованием всех основных компонентов психологической структуры нарушенного развития.

1. Определяющих нарушений, связанных с первичным дефектом, - зрительного и слухового восприятия, психомоторики, двигательной активности и т.д.

2. Особенностей речевого развития.

3. Особенностей развития мыслительной деятельности.

4. Обучаемости - потенциальных возможностей усвоения нового (в том числе навыков решения новых интеллектуальных задач) и возможностей переноса усвоенного в новые условия.

Соотношение проявлений всех перечисленных компонентов и определяет, согласно Лубовскому, психологическую структуру и своеобразие каждой категории нарушенного развития.

Различия в способах выполнения заданий, способах действий наблюдаются как среди аномальных, так и среди нормально развивающихся детей; с другой стороны - не все такие различия доступны для наблюдения. В большинстве случаев аномальные дети выполняют или отдельные задания хуже, или только некоторые из тех заданий, с которыми справляются нормально развивающиеся дети. Но и среди последних не всем детям оказываются по силам все задания. Таким образом, качественный подход в чистом виде невозможен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя: · растяжки, · дыхательные упражнения, · глазодвигательные упражнения, · упражнения для языка и мышц челюсти, · перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, · упражнения для развития мелкой моторики рук, · упражнения для ...

Факторы и типы детско-родительских отношений
Наблюдения и данные, полученные в ходе экспериментальных исследований, показали, что характер детско-родительских отношений зависит от следующих воздействующих факторов: - от особенностей личности родителя (экстравертивные – интровертивные, уверенные – неуверенные, тревожные и др.), его поведения (эмоциональное включение или отвержение ...

Развитие речи у ребенка
Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Выделяют четыре периода развития речи у ребенка. Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка. Второй период – это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных усло ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru