Другая психология » Специальная психология » Исследовательские методы в психологии и их классификация

Исследовательские методы в психологии и их классификация
Страница 2

Тест - это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый как носитель предполагаемого качества. Тесты с экспериментом объединяет то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест рождается из эксперимента, создается на его основе и становится самостоятельным методом при определении норм и стандартов его выполнения. www.eduinfluence.ru

Опрос как психодиагностический метод подразделяется на устный и письменный, свободный и стандартизированный. Как понятно из названия самого метода, испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов по поводу изучаемого явления.

Наиболее распространенный вариант письменного опроса - анкета. В отличие от устного опроса анкетирование не позволяет увидеть реакцию отвечающего и изменить вопрос, переформулируя его; в то же время устный опрос более трудоемок и требует от психолога специальной подготовки.

Моделирование как метод исследования используется в случаях высокой сложности или труднодоступности изучаемого явления и невозможности применения эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и т.д. Искусственная модель повторяет основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого феномена, позволяющие детально исследовать его. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Анализ продуктов деятельности основывается на общей закономерности связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. К его стандартизированным и формализованным вариантам относятся контент-анализ и графология. Контент-анализ применяется при изучении характеристик разного рода текстов, системы смысловых единиц, помогающих выявить психологические особенности автора; при этом широко используются математические модели. Графология исследует характеристики почерка, связанные с определенными психологическими свойствами его автора.

Менее строгие формы применяются в качественном анализе таких продуктов деятельности, как сочинения или рисунки.

Классификация современных методик психодиагностики.

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны - с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны - с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

Широкий класс методик в психодиагностике, как правило, называется МЕТОДОМ. Если частная МЕТОДИКА привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то МЕТОД определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.

Ведущим основанием методической классификации методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».

Не существует жесткой границы между двумя классами - объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.

1. Приборные психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются с помощью приборной регистрации (дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.). Но это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики. Эти методики чаще применяются для диагностики функционального состояния. В отсутствие специализированного оборудования этот класс методик имеет ограниченное применение в условиях школы или дошкольного воспитательного учреждения.

2. Аппаратурные поведенческие методики. Классический пример дают хронометрические методики, позволяющие регистрировать скоростные параметры тестируемых реакций и ответов. Диагностируемые параметры буквально считываются с приборной шкалы соответствующего прибора. В некоторых случаях компьютерные игровые тесты также подпадают под данную категорию методик. С помощью аппаратурных методик диагностируют элементарные психические функции (например, чувство равновесия или психомоторную координацию) и свойства нервной системы. Но не только. Можно привести примеры аппаратной диагностики психологической совместимости и срабатываемости («гомеостат Горбова»). Определенную разновидность аппаратурных методик представляют собой тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений, В них создается имитация реальных условий профессиональной деятельности (пульт водителя или пилота).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подходы к структуре личности
Проблема структуры, природа ее организации и влияния на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности. Многие известные теории личности базируются на структурных концепциях, которые раскрывают взаимосвязи различных функций и свойств, то есть относительно неизменных характеристик человека. Любой подх ...

Экспериментальная часть. Исследование влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики в зрелом возрасте. Методы и методики исследования
Для установления влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения необходимо: провести исследование типов темперамента; определить стиль общения; выявить статистически значимые связи между показателями по результатам проведенных методик. Для определения психодинамических особенностей лич ...

Характер личности и природа
Ко всем перечисленным чертам характера личности нельзя не добавить такую черту как отношение к окружающей природе. Этот вопрос встает особенно остро, так как взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности Положение, которое складывается сегодня в отношениях человека с природой, часто стано ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru