Исследовательские методы в психологии и их классификацияСтраница 1
Психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога - это процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях, специфический вид познавательной деятельности, отличающийся от психологического измерения и исследования. Психодиагностику, как считает А.Ф. Ануфриев, можно отнести и к сфере науки, и к области искусства, поскольку ее процесс базируется как на методах научного познания и логическом рассуждении на базе точно установленных фактов, так и на опыте и интуиции психолога.
В отличие от научно-исследовательских задач, направленных на выявление общих закономерностей жизни и развития психики, цель диагностического процесса - ответить на психологически поставленные вопросы и подготовить фундамент для решений в рамках процесса решения психологической проблемы. Необходимо помнить, что результаты диагностического обследования носят гипотетический характер, и их интерпретация немыслима без обращения к специальным знаниям, профессиональному и личному опыту. Разные авторы, опираясь на разные критерии, предлагают свои классификации психодиагностических методов.
Например, Б.Г. Ананьев называет среди этих методов тесты, анкеты, опросники, социометрию, интервью, беседу.Р.С. Немов приводит следующую классификацию:
методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированное и свободное);
опросные методы - анкеты, опросники, интервью;
объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;
экспериментальные методы психодиагностики.
А.Г. Шмелев, исходя из критерия «объективности-субъективности» метода, дифференцирует психодиагностические методики на следующие:
приборные психофизиологические методики;
аппаратурные поведенческие методики;
объективные тесты с выбором ответа;
тесты-опросники;
методики субъективного шкалирования;
проективные методики;
стандартизированное аналитическое наблюдение;
контент-анализ;
включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием;
психологическую беседу (интервью);
ролевую игру;
активный обучающий эксперимент;
качественный анализ деятельности.
Наблюдение - научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, но научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Житейские наблюдения имеют случайный, неорганизованный характер. Научный метод наблюдения - это переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности (табл.1).
Таблица 1 Варианты наблюдения как метода исследования
Критерий выделения |
Вариант наблюдения |
Основная характеристика |
Субъект наблюдения |
Внешнее. Внутреннее (интроспекция) |
Прямое наблюдение за объектом со стороны. Наблюдение за собственными внутренними процессами или использование данных интроспекции испытуемых |
Процедура |
Свободно. Стандартизированное |
Не имеет установленных рамок или программы, может меняться по желанию наблюдателя. Ведется по четкой и заранее определенной программе, строго следуя ей |
Участие исследователя |
Включенное. Стороннее |
Исследователь участвует в процессе, за которым наблюдает. Личное участие исследователя в наблюдаемом процессе исключено |
Эксперимент (латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.
Таблица 2. Варианты психологического эксперимента
Критерий выделения |
Вариант эксперимента |
Основная характеристика |
Условия проведения |
Лабораторный. Естественный. Полевой |
Искусственная ситуация с использованием специальной аппаратуры. Обычные жизненные условия, вмешательство психолога не нарушает их естественности для испытуемого. Использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной |
Влияние на развитие психики |
Констатирующий. Формирующий (обучающий, воспитывающий) |
Выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего свойства или качества на данный момент. Направленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств |
Организация и проведение исследования
Основной задачей нашего исследования являлась изучить влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стиль общения в зрелом возрасте.
База проведения исследования: ДОУ № 2.
Особенности выборки: общее число участников – 40 человек, из них из них: мужчин - 20, женщин – 20. Возрастной состав испытуемых – 25 – 60 лет.
...
Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот п ...
Исследование подвижности нервной системы
Вопросы взяты из методики структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева) Тест-опросник направлен на изучение одной из основных характеристик типа нервной деятельности: уровня подвижности нервных процессов. Инструкция:Ответы на предложенные Вам вопросы не могут быть хорошими или плохими. Отвечать на них следуе ...