Исследовательские методы в психологии и их классификацияСтраница 4
Активный (обучающий) эксперимент. С психологической точки зрения, данный метод диагностики весьма важно отличать от стандартного теста, так как в этом случае дополнительными тестовыми стимулами служат не вполне стандартизированные дополнительные инструкции, а также обучающие воздействия (помощь), исходящие от экспериментатора. В области возрастной психологии этот тип эксперимента имеет широкое распространение для определения диапазона отклонения от нормы и перспективы компенсации этого отклонения (в некоторых случаях это позволяет выявить так называемую «зону ближайшего развития»).
Отдельного комментария заслуживает метод так называемого «КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», который занимал практически доминирующее положение в отечественной (особенно столичной) психологии в период с 30-х по 70-е годы - период действия запрета на тестирование. По своей логико-семантической сути продукт любого «качественного анализа» - не более чем произвольное описание с использованием нестандартизированного набора так называемых «качественных признаков». На практике это означает, что одного испытуемого «качественный» психолог-диагност описывает в одних терминах, а другого - в других терминах. Такой подход необходим для педагогической или психотерапевтической коррекции, так как без учета индивидуального комплекса причин каких-то отклонений от нормы нельзя добиться результативной коррекции этих отклонений. Особенно эффективен качественный анализ в том случае, когда психолог-диагност и психолог-корректор объединяются в одном лице (и причем в лице высококвалифицированного и творчески одаренного исполнителя).
Методы обработки и анализа результатов психологического исследования.
Системный подход и приоритет качественного анализа психодиагностических данных вместо чисто количественной оценки широко обсуждаются как отечественными, так и зарубежными исследователями. Абсолютизация процедуры и результатов применения тестов приводит к односторонней оценке личности. Практика показала, что методики, предполагающие чисто количественную оценку результатов выполнения заданий и основывающиеся на их математическом сопоставлении со среднестатистическими показателями, не являются достоверными в психодиагностике детей, представляющих разные категории отклоняющегося развития.
Сочетание количественного и качественного подходов при анализе психодиагностических данных принципиально важно, при этом на первом плане должна быть их качественная характеристика. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать результаты наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения объективных методик.
Квалифицированная оценка требует создания конкретной системы координат критериев или параметров. Специалистами, учеными-практиками, разрабатывающими вопросы психодиагностики отклоняющегося развития, предлагаются различные качественные параметры оценки выполнения детьми диагностических заданий (табл.5).
Таблица 5. Качественные параметры оценки данных психодиагностики
|
Авторы |
Параметры |
|
С.Д. Забрамная |
Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования Понимание инструкции и цели задания. Характер деятельности Реакция на результат работы. |
|
В.И. Лубовский, И.А. Коробейников |
Особенности аффективно-личностной сферы Особенности работоспособности Общая характеристика деятельности Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности |
|
Н.Я., М. М Семаго |
Адекватность поведения Критичность Обучаемость |
|
В.И. Лубовский |
Определяющие нарушения, связанные с первичным дефектом, - зрительным и слуховым восприятием, психомоторикой, двигательной активностью и т.д. Речевое развитие Мыслительная деятельность Обучаемость |
|
Н. Усанова |
Принятие задачи Понимание инструкции Возможность самостоятельного выполнения заданий и поиска способов действий Результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок |
Экспериментальное исследование зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с
нарушениями зрения. Организация
исследования
Исследование проводилось на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором принимал участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста.
Испытуемые были распределены на три группы: контрольную (КГ) и две экспериментальные (ЭГ I), (ЭГ II), по 7 человек в каждой. Среди них 16 детей с косогл ...
Характер
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально – динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так ...
И, С, П
Профориентационная анкета по определению типа профессии по Е.А. Климову ...
