Общая психология » Характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов

Характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов

Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу по тому, что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, проявление не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе неосознаваемых процессов, или к бессознательному. Все неосознаваемые психические процессы разделяют на три класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы. В первый класс – входят 3 подкласса: неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Следующий большой класс неосознаваемых процессов – неосознаваемые побудители сознательных действий. В них входят подклассы: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Исследованиями этих процессов занимался З.Фрейд. Третий класс неосознаваемых процессов образует «надсознательные» процессы. К этой категории относят процессы образования интегрального продукта в результате большой сознательной (индивидуальной) деятельности. При изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными: фактами сознания, поведением и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного». Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Сфера бессознательно имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.


Восприятие, его виды и свойства
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только чело ...

Демократизация школьного образования
К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода: • Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­нию одних учеников по сравнению с другим ...

Игры для развития внимания
"Последний из могикан" Эту игру хорошо проводить после рассказа об индейцах, а еще лучше после того, как ребенок посмотрел фильм или прочитал книгу об индейцах. Обсудите основные характеристики индейцев: близость к природе, умение слышать и видеть все, что происходит вокруг. Особенно внимательны должны быть индейцы, отправивш ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru