Общая психология » Характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов

Характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов

Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу по тому, что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознания самим субъектом. Часть психических процессов и явлений человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, проявление не отражается в сознании человека. Эти процессы относятся к группе неосознаваемых процессов, или к бессознательному. Все неосознаваемые психические процессы разделяют на три класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы. В первый класс – входят 3 подкласса: неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Следующий большой класс неосознаваемых процессов – неосознаваемые побудители сознательных действий. В них входят подклассы: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Исследованиями этих процессов занимался З.Фрейд. Третий класс неосознаваемых процессов образует «надсознательные» процессы. К этой категории относят процессы образования интегрального продукта в результате большой сознательной (индивидуальной) деятельности. При изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными: фактами сознания, поведением и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного». Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Сфера бессознательно имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.


Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия
Психические состояния каждого человека индивидуальны. Однако, всегда можно выделить положительные и отри­цательные психические состояния разных людей. Приме­ром положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных — трево­га, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п. Депривация — это сост ...

Воспитание чувств
Воспитание чувств, способности сострадать, переживать чужую боль, как свою, - важнейшая задача нравственного воспитания. Без "биологического чувства жалости к живому" (С. Образцов) человек легко может стать на путь преступления. Эгоистичный, глухой к чужой боли человек не сможет создать семью, а если и создаст, то сделает несч ...

Специфика деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти. Организация деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
Особое внимание следует уделить стрессогенности деятельности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти. Выполняемая деятельность далеко не всегда отвечает физиологическим возможностям человека. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособнос ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru