Факторы риска выгорания в профессиях сферы услуг
Страница 1

К основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят личностный, ролевой и организационный.

Ролевые факторы риска выгорания включают:

· ролевой конфликт;

· ролевую неопределенность;

· неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);

· низкий социальный статус;

· ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность

· отверженность в значимой (референтной) группе;

· негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности [9].

Среди организационных факторов В.И. Ковальчук отмечает следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др. [17].

Все три фактора можно наблюдать в любом виде профессиональной деятельности, каждый из которых имеет свои особенности, которые так или иначе коррелируют с синдромом эмоционального выгорания работников.

Поиски ответа на вопрос о влиянии различных факторов на формирование выгорания привели к подходу С. Maslach и М. Leiter, которые предположили, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Ими предлагается шесть сфер несоответствия:

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля. Результат такой активности – возникновение чувства бесполезности и отсутствие ответственности за свою деятельность и как следствие – профессиональное выгорание

3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают.

5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе.

6. Несоответствие между этическими принципами, принципами личности и требованиями работы. Примером может служить ситуация, когда человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т.п. [53].

Многие авторы обращают внимание на формирование выгорания в профессиях конкретного типа, в данном случае, например, Т.В. Форманюк считает, что активное трудовое поведение является одной из форм самореализации, точнее говоря, поиском самореализации в сфере профессиональной деятельности работников сферы «человек-человек» с их высокими идеалами служения людям, с высокими (и часто завышенными) требованиями, которые предъявляются по отношению к представителям данных профессий и результатам их деятельности со стороны общества и часто принимаются ими, задавая высокие критерии «субъектного вклада индивидов в профессиональное занятие» [48].

Страницы: 1 2 3 4


Успешное обучение и факторы на него влияющие
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. А. С. Белкин. Чем успех является для ребенка? Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, ли ...

Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии
Проблема личности, взаимоотношений личности и об­щества принадлежит к наиболее интересным и важным те­мам в социологии. Впрочем, не только в социологии, но так­же и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисциплинах. Изучение, в частности, истории социологии приводит к выводу о том, что социологическая мысль ...

Эмпирическое исследование мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Описание и обоснование выбора методов исследования
Целью нашего исследования является выявление мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Данное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения в вузе и профессиональной подготовки. На втором этапе ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru