Другая психология » Основы психологии и педагогики » Понятие о психике и сознании

Понятие о психике и сознании

Психика — это свойство животных и человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

• психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

• психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

• психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность

зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

• сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

• моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

• ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание — это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания:

индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде­ние, умозаключение). Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.


Роль темперамента в деятельности человека
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тре ...

Опытно – экспериментальная работа по обучению сюжетно - ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Организация и методика проведения экспериментальной работы
Как показало наше теоретическое исследование, сюжетно-ролевая игра не возникает у детей с проблемами интеллектуального развития стихийно, а требует специального обучения. Целенаправленное формирование же игровой деятельности требует от нас углубленного исследования различных сторон этого вида деятельности у детей с интеллектуальной недо ...

Понятие, признаки и проявление воли у человека
Воля — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивид ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru