Приложения
Страница 8

Методика «Метаморфозы»

В нашей стране методика, в данной модификации данная методика применялась Н. Семаго в работе с детьми г. Москвы и Московской области начиная с 1982 года [48].

Методика позволяет определить тип эмоционального поведения ребенка к родителям:

Условно нормативный тип; www.cleverbanks.ru

Демонстративный тип;

Защитный тип.

Порядок работы с методикой, обработка результатов.

Ответы ребенка предполагают возможность оценить для каждой категории, представляемой ребенку, то, чем бы ему хотелось быть и почему, а потом - чем бы не хотелось быть и почему. Таким образом, можно получить серию более или менее символичных образов, каждый из которых составлен из «выбора» и «мотивации» и, в свою очередь, является отражением, с одной стороны, осознанных или неосознанных желаний, потребностей и притязаний ребенка, с другой - страхов, опасений и отвержений ребенка, в той или иной степени проявляющихся в его поведении.

Процедура проведения методики «Метаморфозы» состоит из 4 этапов: позитивный выбор; негативный выбор; дополнительные вопросы; заключительный этап («Три желания»).

При интерпретации: положительные ответы (ответы на вопросы, чем бы ребенок хотел стать) могут быть сгруппированы под общим названием «Предпочтения». Они выражают то, что ребенок желает, чем он хотел бы быть. При этом с помощью объяснения на вопрос «почему?» удается выяснить мотивы ребенка или те причины, по которым он делает то или иное предпочтение.

Отрицательные выборы могут быть объединены под общим названием «Отвержения». На первый взгляд, можно считать, что это то, что противоположно субъекту. В действительности ребенок, таким образом, выражает то, чего он боится или что боится испытать, от чего ему хотелось бы избавиться, в том числе он продуцирует и свои страхи. Часто, анализируя именно отвержения, удается представить картину внутреннего мира ребенка со всеми его переживаниями и опасениями. В воображаемой форме он проецирует свои наиболее тайные мучения, символический образ своей «тени».

Следует отметить, что негативные выборы ребенка (отвержения), являются зачастую более яркими и очевидными для интерпретации проектируемых особенностей и личностных проблем. Они являются более показательными индикаторами психологических особенностей детей по сравнению с позитивными выборами, так как именно в этом случае выявляются индивидуальные личностные особенности. В то же время позитивные выборы могут в отдельных случаях выявлять стереотипные (общепринятые) или шаблонные типы поведения. Сколь бы различны ни были ответы ребенка, его представления - предпочтения или отвержения (положительные или отрицательные выборы), для удобства анализа их можно сгруппировать и представить в виде определенных типов ответов. Понятно, что в каждом конкретном случае отнесение выбора к тому или иному типу достаточно условно. Тем не менее, выделяются основные варианты ответов (выборов ребенка), которые можно условно отнести к следующим категориям: условно нормативное эмоциональное поведение; демонстративное эмоциональное поведение; защитное эмоциональное поведение.

Анализ ответов на дополнительные вопросы должен осуществляться в том же ключе, что и анализ ответов на основные категории. Однако здесь допускается несколько большая свобода анализа и интерпретации, в том числе с точки зрения чисто бытовой логики. Необходимо также учитывать общекультурный и социальный уровень семьи обследуемого ребенка, окружающую его социальную среду в целом.

После того как ребенок ответит на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой категории. Ответы испытуемых оцениваются следующим образом: каждый ответ, совпадающий с ключом (типы ответов по основным категориям) по каждой категории оценивается в 1 балл. Доминирует тот тип поведения, баллы которого соответствуют наибольшему баллу (от 16 до 8).

Типы ответов по основным категориям

Условно нормативные выборы по основным категориям

В этом разделе приводятся наиболее часто встречающиеся типичные ответы (выборы), которые дают дети 5-6-летнего возраста при отсутствии у них каких-либо выраженных личностных проблем (условно нормативные выборы).

Условно нормативные выборы предпочтения

Ж - «Кошкой - она красивая», «Собакой - она живет вместе с человеком», «Котом - мне нравится».

Р - «Цветком - растут везде», «Деревом - оно крепкое, живет долго».

П - «Чашкой, тарелкой (и подобное) - они всегда нужны, без них нельзя есть».

М «Шкафом - он большой, в нем много вещей лежит».

О - «Кофтой, брюками, курткой - они нужны, их носят».

И - «Куклой, машинкой, трансформером - в них играют, мне нравится».

Условно нормативные выборы отвержения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит сем ...

Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личности
Исследование влияния отцовства на развитие личности проходило в два этапа: первым этапом было исследование различия характеристик личностного развития мужчин-отцов, в отличие от мужчин, не имеющих детей, которое проходило в городе Кызыл, с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г. В исследовании приняли участие 99 мужчин, поделенных на две гр ...

Регуляция и саморегуляция психических состояний
Регуляция психических состояний осуществляется через лечение (психиатрия), а также с помощью оказания пси­хологической помощи и поддержки. Психологическая по­мощь и поддержка, в отличие от психотерапии, осуществ­ляется не врачами-психотерапевтами, а практическими психологами путем анализа психики клиента, индивиду­альных и групповых к ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru