ПриложенияСтраница 4
109.Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
110.Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
111.Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
112.Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
113.Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
114.Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).
115.Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет».
116.Меня огорчает, что мой сын (дочь) все меньше нуждается во мне.
117.Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства других детей.
118.Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
119.Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
120.Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, в детском саду, у родственников.
121.У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
122.Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.
123.У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
124.Нередко я думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).
125.Всему, что мой сын (дочь) умеют к настоящему времени, он(а) научился(лась) только благодаря моей постоянной помощи.
126.Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
127.Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, пепси-кола и т. д.).
128.Мой сын говорил мне: «Вырасту, женюсь на тебе, мама».
129.Мой сын (дочь) часто болеет.
130.Семья не помогает мне, а осложняет мою жизнь.
Методика
PARI
(Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет)
Эта методика позволяет выявить отношение родителей к ребенку.
В методику заложены 23 шкалы (признака) всего 115 суждений, касающиеся различных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Каждая шкала включает в себя 5 утверждений, которые расположены в определенной последовательности: суждения, принадлежащие одной и той же шкале, повторяются через каждые 23 пункта. Из них 15 касаются детско-родительских отношений.
Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:1- оптимальный эмоциональный контакт, 2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3- излишняя концентрация на ребенке.
Отношение родителей к ребенку
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
3. Излишняя концентрация на ребенке (состоит из 8 признаков, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20,22):
Порядок работы с методикой, обработка результатов.
Методика представляет собой бланк – 115 суждений, они расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут.
Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное значение по каждому из признаков составляет 20 баллов, минимальное — 5.
После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой шкале (признаку). Ответы испытуемых оцениваются следующим образом: ответ «А» — 4 балла; ответ «а» — 3 балла; ответ «б» — 2 балла; ответ «Б» — 1 балл.
Следующим шагом является оценка выраженности признаков родительского отношения. Для этого необходимо сравнить полученный балл по каждой шкале с тестовыми нормами, представленными в таблицах стеновых оценок. Если сырой балл по данной шкале попадает в 1, 2 или 3 стены, то это говорит о низкой выраженности признака, если в 4, 5, 6, 7 — это свидетельствует об умеренной выраженности данного признака в процессе воспитания. Балл, который попадает в 8, 9 или 10 стены, отражает высокую выраженность признака.
Шкалы с выраженностью признака, сопоставляются со шкалами, относящимися к шкалам отношения родителей к ребенку. Сумма шкал определяет тип отношения родителей к ребенку.
Бланк методики PARI.
№ |
Варианты |
№ |
Варианты |
№ |
Варианты |
№ |
Варианты |
№ |
Варианты |
1 |
АабБ |
24 |
АабБ |
47 |
АабБ |
70 |
АабБ |
93 |
АабБ |
2 |
АабБ |
25 |
АабБ |
48 |
АабБ |
71 |
АабБ |
94 |
АабБ |
3 |
АабБ |
26 |
АабБ |
49 |
АабБ |
72 |
АабБ |
95 |
АабБ |
4 |
АабБ |
27 |
АабБ |
50 |
АабБ |
73 |
АабБ |
96 |
АабБ |
5 |
АабБ |
28 |
АабБ |
51 |
АабБ |
74 |
АабБ |
97 |
АабБ |
6 |
АабБ |
29 |
АабБ |
52 |
АабБ |
75 |
АабБ |
98 |
АабБ |
7 |
АабБ |
30 |
АабБ |
53 |
АабБ |
76 |
АабБ |
99 |
АабБ |
8 |
АабБ |
31 |
АабБ |
54 |
АабБ |
77 |
АабБ |
100 |
АабБ |
9 |
АабБ |
32 |
АабБ |
55 |
АабБ |
78 |
АабБ |
101 |
АабБ |
10 |
АабБ |
33 |
АабБ |
56 |
АабБ |
79 |
АабБ |
102 |
АабБ |
11 |
АабБ |
34 |
АабБ |
57 |
АабБ |
80 |
АабБ |
103 |
АабБ |
12 |
АабБ |
35 |
АабБ |
58 |
АабБ |
81 |
АабБ |
104 |
АабБ |
13 |
АабБ |
36 |
АабБ |
59 |
АабБ |
82 |
АабБ |
105 |
АабБ |
14 |
АабБ |
37 |
АабБ |
60 |
АабБ |
83 |
АабБ |
106 |
АабБ |
15 |
АабБ |
38 |
АабБ |
61 |
АабБ |
84 |
АабБ |
107 |
АабБ |
16 |
АабБ |
39 |
АабБ |
62 |
АабБ |
85 |
АабБ |
108 |
АабБ |
17 |
АабБ |
40 |
АабБ |
63 |
АабБ |
86 |
АабБ |
109 |
АабБ |
18 |
АабБ |
41 |
АабБ |
64 |
АабБ |
87 |
АабБ |
110 |
АабБ |
19 |
АабБ |
42 |
АабБ |
65 |
АабБ |
88 |
АабБ |
111 |
АабБ |
20 |
АабБ |
43 |
АабБ |
66 |
АабБ |
89 |
АабБ |
112 |
АабБ |
21 |
АабБ |
44 |
АабБ |
67 |
АабБ |
90 |
АабБ |
113 |
АабБ |
22 |
АабБ |
45 |
АабБ |
68 |
АабБ |
91 |
АабБ |
114 |
АабБ |
23 |
АабБ |
46 |
АабБ |
69 |
АабБ |
92 |
АабБ |
115 |
АабБ |
Психограмма
Представляет собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии.
В психограмме составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые ...
Изучение социальных представлений в психологии
В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и ...
Синдром эмоционального выгорания. Синдром
эмоционального выгорания, его характеристика и стадии
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением.
Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, д ...