Другая психология » Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
Страница 3

Лишь в процессе длительного обучения дети овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне позволяют им проникнуть в сущность некоторых областей деятельности взрослых. Это относится, прежде всего, к тем взрослым, с деятельностью которых ребёнок сталкивается непосредственно в жизни и имеет возможность в той или иной мере в неё включиться (например посещение врача в поликлинике). Даже в старшем дошкольном возрасте дети с интеллектуальной недостаточностью редко выступают с инициативой поиграть. Как в этих случаях, так и тогда, когда инициатива игры исходит от педагога, игра планируется только под руководством педагога, который разъясняет порядок её протекания. Этот порядок полностью и безоговорочно принимается и почти в точности исполняется.

Вне специально организованного обучения к концу дошкольного возраста игровые действия детей с интеллектуальной недостаточностью достигают лишь уровня процессуальных действий, которые не дают возможности реализовать какой-либо сюжет. В процессе обучения дети овладевают разнообразными игровыми действиями и разными вариантами их цепочек, на которых строится логика развития сюжета. Однако этот план в каждой последующей игре особых изменений не претерпевает. Дети выполняют одни и те же действия в строго заученной последовательности, не привнося в них экспромта. Поэтому можно сказать, что эти игры шаблонны, стереотипны. Последовательное выполнение нескольких действий является сложным для детей с проблемами интеллектуального развития, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке.

Вплоть до начала школьного возраста игровые действия детей с интеллектуальной недостаточностью носят развёрнутый характер. Они излишне детализированы, очень точно повторяют подлинные действия людей. В их играх не наблюдается, как у нормально развивающихся сверстников, замещения отдельных действий в цепочке словом или символическим жестом. В конце дошкольного возраста ребёнок начинает проявлять интерес к инструментам и предметам, связанным с тем или иным доступной его пониманию деятельности людей. Его привлекает процесс использования этих предметов, как это делают взрослые. Поэтому собственные развернутые действия приносят самое большое удовлетворение.

Таким образом, дошкольники с проблемами интеллектуального развития способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения, что характерно для нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста. Это вполне объяснимо. Отношения, возникающие между людьми в процессе их деятельности, достаточно отвлечены и скрыты от непосредственного восприятия. Другое дело-действие с предметом. Ребёнок может их совершить, испытывая при этом положительные эмоции. Они становятся достоянием его жизненного опыта. Конкретные знания и умения, приобретенные ребенком с интеллектуальной недостаточностью в процессе его активной деятельности, формируются легче и становятся более прочными, чем знания и умения обобщённого, отвлечённого характера.

Для реализации своего игрового замысла нормально развивающийся ребёнок может использовать любые окружающие его предметы. Эта способность применять предметы-заменители появляется у него к началу дошкольного детства. Умственно отсталые дошкольники даже после обучения склонны к использованию игрушек, являющейся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них не формируется. Детей необходимо учить использовать различные предметы в других функциях и применять их в играх (кубик—мыло, стол, стул и т. п.). Неумение пользоваться предметами-заместителями, таким образам, обусловлено не только своеобразием их познавательной деятельности, в частности конкретностью мышления, недоразвитием воображения, но и тем, что в процессе обучения игре эти предметы применялись недостаточно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Особенности образа профессиональной деятельности личности
Образ профессиональной деятельности включает два аспекта. Во-первых, аспект, связанный с понятием собственно образа. А во-вторых, аспект, связанный с профессиональной деятельностью, профессионализацией личности. Понятие образа профессиональной деятельности неразрывно связано с личностью, которая является его носителем. Важнейшей харак ...

Количество опрошенных учащихся
% соотношение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 + + + + + + + + + 90 2 + + + + + + + 70 3 + + + + + + + + 80 4 + + + 30 5 + + + + + + 60 ...

Интерпретация результатов
По результатам исследования получается, что основная масса учащихся 2-го и 3-го класса имеет средний уровень развития словесно-логического мышления. Как видно из таблицы 3, показатели успешности выполнения заданий теста учащихся 2-го и 3-го класса незначительно отличаются. Таблица 3. Общие показатели результатов выполнения заданий по ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru