Другая психология » Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
Страница 5

У старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, как и у нормально развивающихся детей, наблюдаются предпочтения в выборе ролей. Привлекательными являются роли, связанные с выполнением четко очерченных разнообразных действий. Например, в игре «Магазин» это роли кассира и продавца, в игре «Доктор» - врача и медсестры. Роли менее «активные» популярностью не пользуются, они оказываются более сложными для исполнения. При отсутствии необходимого жизненного и игрового опыта дети не знают, как раскрыть роль покупателя, больного и т.д.

В процессе игры ребенок вступает в реальные и ролевые отношения с другими её участниками. В играх детей с проблемами интеллектуального развития преобладают реальные отношения. Выполнение ребенком роли в процессе игры в большей мере связано с характером выполняемых действий, нежели с четким соблюдением ролевых взаимоотношений участников. Поэтому ребенок часто обращается к партнеру то как к врачу (продавцу), то как к Пете, Маше. При этом обнаруживаются трудности в ролевом общении. Дети мало эмоциональны, не умеют задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с ролью, ждут подсказки от педагога. Самостоятельно произносят отдельные слова или в лучшем случае воспроизводят дословно заученные на занятиях фразы. В самостоятельных играх дети редко взаимодействуют друг с другом, хотя у некоторых из них к старшему дошкольному возрасту формируются привязанность к отдельным сверстникам. Взаимодействие начинается преимущественно по требованию или совету педагога, который подсказывает его возможные варианты. Возникающие при этом объединения малочисленны (2-3 человека), неустойчивы, ситуативны.

Старшие дошкольники, даже после продолжительного обучения, не обнаруживают длительного увлечения, поглощения игрой. Самостоятельная игра, как правило, длится не более 20 минут и является неинтенсивной. В отличие от нормально развивающихся сверстников, они без сожаления прекращают игру или по собственному желанию, или по предложению взрослого.

Дошкольники с проблемами развития не проявляют в играх инициативы и творчества. Оказывается неспособным действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Действия «как будто», «понарошку», типичные для нормально развивающихся детей уже в младшем дошкольном возрасте, у них, как правило, отсутствуют. Игра возникает и продолжается, если игровая ситуация предельно конкретна, обеспечена необходимым набором игрушек, соответствующим образом расположенных в игровом уголке.

В самостоятельных играх детей можно отметить неустойчивость игровой темы.

Несмотря на определенное своеобразие и бедность игры детей с проблемами интеллектуального развития, к старшему дошкольному возрасту практически все дети получают удовольствие от игры, прежде всего, от выполнения действий с игрушками. Это проявляется в общем оживлении, улыбках, жестах. В основном их привлекает процессуальная сторона игры, как у младших нормально развивающихся дошкольников. Они не только слабо осваивают игровые действия через игровые операции, но и отстают от своих нормально развивающихся сверстников в развитии специфических игровых умений, связанных с эмоциональным и эстетическим опытом. Игры хорошо обученных детей достаточно автоматизированы, сосредоточены на сугубо операционной стороне деятельности.

В играх редко раздается смех и плач «понарошку», интонации ровные. Нет места сколько-нибудь выраженным чувствам. «Мамы» равнодушно и вместе с тем тщательно кормят детей, «водители» бесстрастно возят пассажиров, «продавцы» безразличны к покупателям, а «врачи» нейтральны к пациентам. Внимательного педагога должен насторожить такой маловыразительный дух игры, её эмоциональная бедность. Как никакая другая, игровая деятельность должна, с одной стороны, воплощать эмоциональный опыт ребенка, с другой - аккумулировать его. Развивать, воссоздавая и уточняя разнообразные человеческие чувства и переживания, которыми столь богата жизнь (Н.Д. Соколова).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Результаты исследования по экспериментально-проективной методике "Анализ притчи"
Экспериментально-проективная методика "Анализ притчи" направлена на изучение локуса-контроля. Диаграмма 2.7 1. (КГПУ) Диаграмма 2.7 2. (МГТУ) - экстернальный локус-контроля; - интернально-экстернальный локус-контроля; - интернальный локус-контроля; - несформированность метафорического мы ...

Проблема общения в зрелом возрасте. Особенности, стили общения.
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом [9]. Общение – это взаимодействие людей. В нем ...

Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента
В начале 60-х гг. в Медицинском центре Нью-Йоркского университета под руководством А. Томаса и С. Чесе было начато лонгитюдное исследование темперамента, которое продолжается и в настоящее время. Цели этого исследования состоят в том, чтобы: 1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на них условий развития ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru