Особенности личности осужденного за насильственные преступленияСтраница 5
Таким образом, проецирование как отторжение неприемлемого - есть психический эквивалент реального отторжения правонарушителя в детстве его ближайшей средой — семьей. Отторгнутые психические образования, согласно развиваемой здесь концепции, подвергаются насилию и уничтожению. Это означает: то, что должно, но не может быть подавлено в себе, несет потенциал смертельной опасности, причем такой, от которой уйти нельзя, но можно только уничтожить. Как отмечалось выше, в генезисе насильственного преступления реальность смерти, гибели появляется на самых ранних этапах жизни. Смертельная опасность для него действительно существует в ситуации отвергания родителями в виде стресса, активизирующего защитные биологические процессы жизнеобеспечения. Это состояние для ребенка неуправляемо. Таким образом, авторы полагают, что качество «смертельности» исходно представляет собой ассоциацию близких к критическим значениям систем жизнеобеспечения и ситуации отвергания. Существенно, что фактор, выводящий жизнедеятельность на критический уровень и в тоже время поддерживающий ее, один и тот же - семья и прежде всего мать ребенка. Это обстоятельство порождает глубокую противоречивость онтологического статуса ребенка, полную неопределенность его существования.
Описанная «ситуация смертельной опасности» может быть в принципе «вынесена вовне» тогда, когда ребенок выходит из полной биологической зависимости от матери и своей семьи. Если факт существования насильственных преступлений с очевидностью показывает, что даже с возрастом ребенок, формировавшийся в подобной среде, оказывается неспособным выйти из нее, он лишь предпринимает попытки вывести ее «из себя». Последнее проявляется в различных формах насилия над другими детьми, животными, деструктивных формах поведения в отношении предметов.
Указанная ситуация происхождения личностного модуса «смертельности» находит хорошее подтверждение в одном из наиболее ярких качеств насильственных преступников - обострении чувства справедливости. По их мнению, справедливость - это строгое выполнение каждым возложенных на него как формальных, так и неформальных обязанностей и предъявляемых к нему требований, в соответствии с определенным ему положением. Всякое отклонение от этих требований и обязанностей - это проявление несправедливости и должно влечь за собой суровое наказание. В этом убеждении бросается в глаза строгая ограниченность допустимых вариантов поведения. Последняя, на взгляд ученых, хорошо корректирует с указанной выше стороной качества «смертельности»- критичностью значений систем жизнеобеспечении, которые, выходя за свои пределы, угрожают индивиду гибелью, поэтому он весьма «озабочен» удержанием этих значений в определенных пределах. Характерно также, что пределы допустимого поведения, как правило, устанавливаются самим правонарушителем, который часто устанавливает их исходя из своих субъективных критериев, а потом ожидает или требует их соблюдения от других,
В целом можно сказать, что в насильственных преступлениях имеет место объективация дезинтегрирующей, разрушительной «идеи» смерти, имеющий реальный психобиологический прототип.
Указанные выше два основных качества реальной жизненной позиции преступника, образующихся в ситуации отвергания - критический уровень функционирования систем жизнеобеспечения и повышенная зависимость от жизнеобеспечивающих факторов - могут с течением времени кристаллизоваться в автономные психические структуры личности. Оба они воплощаются в особом онтологическом модусе личности насильственного преступника, который можно обозначить как «экстремальность существования» и считать его основным этиологическим фактором убийства. В ходе жизни правонарушителя этот модус может принимать самые различные формы, воплощаться в разных мотивах и ситуациях, но именно он образует смысл совершаемого деяния.
Основные методы психологии.
Методологическая основа изучения психики: принцип системности, принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, комплексный принцип, принцип объективности (максимальной независимости от личности и среды).
Методы:
1) Организационные: сравнительное, лонгэтюдное, комплексное исследования;
2) Эмпирические методы: наблюд ...
Дети из детского дома
Сегодня в нашей стране в детских домах и школах – интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Какие они, эти дети? Как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно. Игнорируемая обществом проблема детей, оставшихся без родителей не исчезла, а, напротив, катастрофически разрослась, превративши ...
Мотивационные процессы
Мотивация — это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и возникновению мотивов — внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.
Потребность
— это испытываемая человеком нужда в чем-то.
Потребности бывают:
потенциальные и актуализированные;
материальные и духовные;
биологиче ...