Другая психология » Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления » Особенности личности осужденного за насильственные преступления

Особенности личности осужденного за насильственные преступления
Страница 5

Таким образом, проецирование как отторжение неприемлемого - есть психический эквивалент реального отторжения правонарушителя в детстве его ближайшей средой — семьей. Отторгнутые психические образования, согласно развиваемой здесь концепции, подвергаются насилию и уничтожению. Это означает: то, что должно, но не может быть подавлено в себе, несет потенциал смертельной опасности, причем такой, от которой уйти нельзя, но можно только уничтожить. Как отмечалось выше, в генезисе насильственного преступления реальность смерти, гибели появляется на самых ранних этапах жизни. Смертельная опасность для него действительно существует в ситуации отвергания родителями в виде стресса, активизирующего защитные биологические процессы жизнеобеспечения. Это состояние для ребенка неуправляемо. Таким образом, авторы полагают, что качество «смертельности» исходно представляет собой ассоциацию близких к критическим значениям систем жизнеобеспечения и ситуации отвергания. Существенно, что фактор, выводящий жизнедеятельность на критический уровень и в тоже время поддерживающий ее, один и тот же - семья и прежде всего мать ребенка. Это обстоятельство порождает глубокую противоречивость онтологического статуса ребенка, полную неопределенность его существования.

Описанная «ситуация смертельной опасности» может быть в принципе «вынесена вовне» тогда, когда ребенок выходит из полной биологической зависимости от матери и своей семьи. Если факт существования насильственных преступлений с очевидностью показывает, что даже с возрастом ребенок, формировавшийся в подобной среде, оказывается неспособным выйти из нее, он лишь предпринимает попытки вывести ее «из себя». Последнее проявляется в различных формах насилия над другими детьми, животными, деструктивных формах поведения в отношении предметов.

Указанная ситуация происхождения личностного модуса «смертельности» находит хорошее подтверждение в одном из наиболее ярких качеств насильственных преступников - обострении чувства справедливости. По их мнению, справедливость - это строгое выполнение каждым возложенных на него как формальных, так и неформальных обязанностей и предъявляемых к нему требований, в соответствии с определенным ему положением. Всякое отклонение от этих требований и обязанностей - это проявление несправедливости и должно влечь за собой суровое наказание. В этом убеждении бросается в глаза строгая ограниченность допустимых вариантов поведения. Последняя, на взгляд ученых, хорошо корректирует с указанной выше стороной качества «смертельности»- критичностью значений систем жизнеобеспечении, которые, выходя за свои пределы, угрожают индивиду гибелью, поэтому он весьма «озабочен» удержанием этих значений в определенных пределах. Характерно также, что пределы допустимого поведения, как правило, устанавливаются самим правонарушителем, который часто устанавливает их исходя из своих субъективных критериев, а потом ожидает или требует их соблюдения от других,

В целом можно сказать, что в насильственных преступлениях имеет место объективация дезинтегрирующей, разрушительной «идеи» смерти, имеющий реальный психобиологический прототип.

Указанные выше два основных качества реальной жизненной позиции преступника, образующихся в ситуации отвергания - критический уровень функционирования систем жизнеобеспечения и повышенная зависимость от жизнеобеспечивающих факторов - могут с течением времени кристаллизоваться в автономные психические структуры личности. Оба они воплощаются в особом онтологическом модусе личности насильственного преступника, который можно обозначить как «экстремальность существования» и считать его основным этиологическим фактором убийства. В ходе жизни правонарушителя этот модус может принимать самые различные формы, воплощаться в разных мотивах и ситуациях, но именно он образует смысл совершаемого деяния.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Познавательная деятельность
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности. Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, ч ...

Невербальная коммуникация
Специалистами по общению подсчитано, что современный че­ловек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [3, 59 с.]. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст. Эффективность любых коммуникационных контак­тов определяется не только тем, ...

Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным сам ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru