Другая психология » Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления » Особенности личности осужденного за насильственные преступления

Особенности личности осужденного за насильственные преступления
Страница 3

Как было уже отмечено, формирование личности ребенка, совершившего в будущем насильственное преступление, начинается в ситуации неприятия его своими родителями. Общая атмосфера этого неприятия на самых ранних этапах жизни может выражаться в позиции ребенка как «обузы» для матери, досадной для нее необходимости выполнять определенные обязанности по отношению к нему. Мать, воспринимает своего ребенка лишь как биологический объект и строит свои взаимоотношения с ним по законам биологического функционирования. По существу, она обеспечивает лишь поддержание биологического существования своего ребенка, психологически же соответствующие действия отражаются ей в форме обязанности, даже, может быть, наказания.

Здесь авторы подчеркивают отношения психологического неприятия, которое по мере развития ребенка находит выражение в неприятии и прямом подавлении всяких проявлений его существования как психологического индивидуума. А такие проявления неизбежно наступают, выявляя себя в стремлении ребенка в активности, новым впечатлениям, к самостоятельному освоению окружающей среды. В этих проявлениях родители склонны демонстрировать уже свое активное неприятие ребенка. Становящаяся более выраженной в более позднем периоде жизни ребенка функция отца проявляется в форме жесткого и жестокого отвергания ребенка. Нередки случаи, когда отец демонстрирует отвергание своего ребенка даже как биологического индивида, нанося ему телесные повреждения, граничащие с опасными для здоровья и даже жизни. По существу, такие формы полного отвергания ребенка можно расценить как «психологическое убийство», то есть лишение права и возможности самостоятельного психического функционирования и развития. Своим поведением по отношению к ребенку отец переводит его исходно неопределенную в семье позицию в позицию явно и жестко отвергаемого. Описанная ситуация формирует своеобразную структуру его личности. В силу закона психического развития (интериоризации) Л.С. Выготского глубокая структура личности преступника отражает структуру его первой социальной группы, в которую он оказывается принудительно включенным.

И так, можно сделать следующий вывод: описанная выше внутрисемейная ситуация приводит к повышенной зависимости ребенка от родителей, постоянному напряжению остающихся неудовлетворенных биологических (висцеральных, моторных и др.), а позже и психологических функций, а еще позже к психологически пассивной личностной позиции.

Усиливающаяся зависимость в условиях отвергания формирует у ребенка психологическое образование, которое авторы назвали «комплексом страха аннимиляции» или, другими словами, страхом смерти. Страх смерти здесь - это не клинический симптом, его очень редко можно наблюдать в форме прямого открытого высказывания преступника. Тем не менее, понятие «страха смерти» выдвигается как теоритическая объяснительная конструкция, без введения которой невозможно понять конкретную форму рассматриваемых преступлений - насильственное лишение жизни другого человека.

В литературе существуют различные точки зрения относительно происхождения страха смерти и его значения в жизни человека. Однако все авторы, писавшие на эту тему, считают отвергание ребенка в детстве одним из важнейших факторов, обостряющих у него чувство страха смерти. Связывая здесь страх смерти с детерминацией насильственных преступлений (убийств), авторы подчеркивают его своеобразие в этой функции. Понятно, что сам по себе страх смерти не специфичен для преступников, он легко обнаруживается клинически в различных психопатологических проявлениях личности — фобических состояниях, тревожности, шизофрении и пр. Однако в убийстве он должен принимать своеобразную форму, детерминирующую преступное действие.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретико-методологический анализ проблемы образа будущей профессиональной деятельности личности в психологии. Категория образа в психологической науке
Образ как и многие другие категории психологической науки первоначально были осмыслены и разработаны в философии. Начиная с античных времен, велось изучение данного вопроса в соответствии с проблемой идеального. Соотношение идеи образа и его формы волновало крупнейших мыслителей Древней Греции. Аристотель, создатель первого систематизи ...

Экспериментальная часть. Исследование влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики в зрелом возрасте. Методы и методики исследования
Для установления влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения необходимо: провести исследование типов темперамента; определить стиль общения; выявить статистически значимые связи между показателями по результатам проведенных методик. Для определения психодинамических особенностей лич ...

Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента
В начале 60-х гг. в Медицинском центре Нью-Йоркского университета под руководством А. Томаса и С. Чесе было начато лонгитюдное исследование темперамента, которое продолжается и в настоящее время. Цели этого исследования состоят в том, чтобы: 1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на них условий развития ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru