Другая психология » Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления » Особенности личности осужденного за насильственные преступления

Особенности личности осужденного за насильственные преступления
Страница 2

То же самое относится и к формированию деструктивность как качества личности. Последнее формируется как результат отвергания ребенка его родителями. Главное здесь - это внутрисемейная позиция «отвергаемого», выступающая в роли первоначального, исходного значения ребенка для родителей и в будущем обретающая характер его значения для себя.

В данном подходе природа и истоки деструктивности рассматриваются в межличностном контексте, начиная с первой группы, в которой она реализована – семьи. Исключительная значимость раннего межличностного контекста в формировании деструктивности определяется его принудительностью. На это качество внутрисемейных отношений, рассматриваемых с позиции ребенка, обращается слишком мало внимания. Между тем именно принудительность — это навязывание жестокого стереотипа отношений, который формирует столь же жесткую систему психовегетативной адаптации в первые месяцы жизни.

Можно попытаться детальнее описать процесс формирования ядерных образований личности ребенка в контексте взаимоотношений с матерью. Некоторые авторы указывают, что на начальных этапах жизни ребенка мать выступает для него в функции «зеркала». В этом «зеркале» первично отражается как бы общий абрис образа ребенка, представленный в сознаваемых и бессознательных потребностях матери и ее действиях (мимических, пантомимических) относительно него. Таким образом, поведение матери - это отражение ребенка, его первичная «качественная определенность) или иначе - первичная идентичность. Этот первичный образ «я» ребенка еще не существует объективно в реакциях и отношениях матери на этой стадии его развития, когда еще не произошло разделения «я» и «не-я». Этот образ представляет собой то, что впоследствии будет им самим воспринято и воспроизведено в структуре его личности.

Ранний контакт матери с ребенком дает ему опыт ощущения себя как существующего, который имеет свою уникальную конфигурацию, основанную на материнском опыте и поведении в отношении ребенка. Эта конфигурация и является как бы моделью глубоких ядерных структур личности. Можно без труда предположить, что в отношениях отвергания структура этой первичной идентичности ребенка будет иметь своеобразный характер, а фундаментальный онтологический модус и ощущение существования будут искажены.

Рассматривая в генезе психологическую динамику агрессии, Г.Аммон указывает и на другие формы ее проявления, в частности, на психосоматические заболевания, депрессивные состояния, шизофрению. Таким образом, он проводит мысль о том, между позицией ребенка как отвергаемого в семье и формированием у него деструктивно, с одной стороны, и открыто агрессивным поведением - с другой, нет однозначной связи. Существуют, вероятно, вполне определенные формы отвергания, приводящие в последствии именно к криминогенному формированию личности в отличие от ее патологических искажений.

Первым, наиболее существенным обстоятельством, как считают авторы, является структура семьи, из которой происходят будущие преступники. Для нее характерно отсутствие единства, целостности, объединенное™ членов на основе взаимных симпатий и взаимопомощи. Семья как группа, по существу, отсутствует, хотя формально и не всегда распадается.

Отсутсивие семьи как целостной психологической структуры влечет за собой отсутствие определенности позиций ее членов. Внутрисемейную же позицию, авторы считают главным существенным признаком, посредством которого она формирует психический облик, своих членов, и детей в первую очередь. Отсутствие определенной позиции выражается в отсутствие ролевых ожиданий, обязанностей, требований, то есть внутригруппового межличностного статуса. Последнее же влечет за собой постоянную неуверенность человека в правильности ее понимания и столь же постоянной неуверенности в точности, правильности своего реагирования на стимулы этой среды. Другими словами для человека, формально включенного в такую группу, проблема адаптации и самоопределения существует постоянно порождает психическое напряжение, вызванное необходимостью адаптации и самоутверждения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Генетика трехкомпонентной (активность, эмоциональность, социабельность) структуры темперамента
Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критериям темперамента (появление в раннем детстве, стабильность и т.д.), они пришли к выводу, что основны ...

Реформа белорусской общеобразовательной школы
Реформа общеобразовательной школы обусловлена, преж­де всего, трансформацией социально-экономической струк­туры общества, поворотом к рыночной экономике, изме­нениями в политической сфере белорусского общества. Основная цель этой реформы состоит в переводе обще­образовательной школы на качественно новый уровень, в личностно-гуманистиче ...

Развитие мышления в онтогенезе
В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер на протяжении детства и отрочества. Ребенок, как и взрослый, имеет определенные схемы действий, позволяющи ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru