Другая психология » Развитие внимания у младших школьников » Теоретический анализ особенностей внимания как психического процесса у младших школьников. Общее понятие внимания и его виды. Исследования внимания в трудах зарубежных и отечественных психологов

Теоретический анализ особенностей внимания как психического процесса у младших школьников. Общее понятие внимания и его виды. Исследования внимания в трудах зарубежных и отечественных психологов
Страница 1

На нервную систему человека ежеминутно воздействует множество различных раздражителей: свет, шум. звуки человеческой речи, прикосновение одежды. Действуют и внутренние раздражители, которые вызывают ощущения голода, боли, жажды, утомления.

Из всех разнообразных воздействий человек выделяет в каждый данный момент какое-то одно воздействие или их небольшую группу, например, речь собеседника, которая и воспринимается особенно ясно. Все остальные раздражители в это время не замечаются, действие их тормозится. Значит, человек в данный момент внимателен к речи собеседника, речь собеседника в центре его внимания. Но проходит время, и какой-то другой раздражитель занимает положение главного.

Различие в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность сосредоточенность нашего сознания на определённом предмете или явлении. Под направленностью подразумевается определённый выбор (вольный или невольный) предмета или явления среди других. Сосредоточенность это отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или данной деятельности.

Внимание, таким образом, - «направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость» [13, С. 138)].

Ф.Н. Гоноболин [7, С. 5] указывает, что внимание можно образно сравнить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку, обозначающую центр двух концентрических кругов, то меньший круг видим

значительно яснее, чем окружающую его часть большого круга. Малый круг наглядно изображает зону внимания.

Внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, эмоциям, мышлению. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно воспринимать, внимательно думать, запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления -невозможно. Внимание - одна из сторон психической деятельности личности.

Значение внимания в жизни человека огромно. Оно делает психические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее.

Без внимания нет сознательного отношения человека к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Профессор Н.Д. Левитов [7, С. 7] собрал отзывы студентов о главной причине их трудности в учёбе. В качестве этой причины 84% опрошенных указали на недостаток сосредоточенности во время занятий.

Внимание, указывает Ф.И. Гоноболин, [7, С.7-9] обеспечивает:

во-первых, чёткое и яркое восприятие учебного материала;

во-вторых, более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок.

Особенно велико значение внимания при творческой работе, требующей исключительной ясности сознания. «Творчество, - писал К.С. Станиславский, - есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы человека» [31, С. 38 8]

Многие великие люди успехи в своей деятельности в значительной степени объясняли вниманием. Ведь недаром французский биолог Ж. Кювье сказал: «Гений - это, прежде всего, внимание».

В исследованиях физиологических основ внимания большая заслуга принадлежит отечественным физиологам И.М. Сеченову, И.П. Павлову, А.А. Ухтомскому.

И.М. Сеченов, проводя ряд исследований, сделал вывод, что внимание человека имеет рефлекторный характер. Всякий рефлекс, по Сеченову, вызывается определенным воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. Сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений к лучшему восприятию.

Устойчивое, концентрированное внимание - результат того, что ребёнок научился управлять своими движениями.

Положения И.М. Сеченова о «рефлексах головного мозга» развил и экспериментально обосновал И.П. Павлов. Его учение об условных рефлексах, о возбуждении и торможении и их концентрации в коре больших полушарий раскрыло физическую основу психических процессов, происходящих в мозгу человека. Павловское учение указывает, что сознание непрерывно связано с сосредоточенностью внимания и представляет собою непрерывную деятельность определённого участка полушарий, обладающего в данный момент оптимальной возбудимостью остальная часть головного мозга находиться в это время в состоянии более или менее пониженной возбудимости. Очаг с оптимальными условиями возбуждения не остаётся неподвижным. «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку, -пишет Павлов, - и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине . светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Изменения направления внимания человека и говорят о передвижении по коре полушарий очага возбуждения.

Страницы: 1 2


Развитие внимания
В развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на внешние раздражители. На третьем месяце ребенок интересуется объекта ...

Основные методы психологической диагностики военнослужащих, получивших ранения.
Для диагностики личностных особенностей испытуемых используется следующие психологические тесты ( САН, Спилбергер, СМОЛ,[23] а также проективные методы "Дом-Дерево-Человек", "Несуществующее животное").[24] Комплексное применение тестовых методик позволяет с большей вероятностью определить актуальный психологический ...

Основа педагогической системы
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему о ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru