Особенности личности осужденного за насильственные преступленияСтраница 4
Одной из особенностей страха смерти, присущего рассматриваемой категории преступников, является его полная неосознаваемость. Мысль о смерти никогда не достигает уровня их сознания в обычном состоянии, но если это происходит, то выступает уже как непосредственный криминогенный характер. Как было сказано выше, ранняя ситуация развития ребенка несет в себе постоянную угрозу его биологическому существованию. Этот этап жизни характерен полным отсутствием сознания, и что объективно существующая угроза отражается на организменном уровне, в форме определенного биологического гомеостаза, особенностью которого является напряженность обеспечивающих жизнедеятельность биологических функций. Это специфическое состояние организма, функционирующего на пределе своих адаптивных возможностей, представляет собой первоначальную форму субъективной репрезентации страха смерти. В качестве причин страха смерти, можно отметить отсутствие обеспечивающего безопасность ребенка поведения матери[10], отсутствие действий, ожидаемых ребенком в определенное время[11], что нарушает сохранение гомеостаза. В этих условиях и возникает напряжение как наиболее сильная эмоциональная компонента[12]. Это напряжение первоначально является «усилием» организма, направленным против действующей извне разрушающей силы. Страх смерти можно понять как эмоциональный аспект этого «усилия».
Если на ранних этапах онтогенеза защита против страха как результата отвергания выражается на биологическом уровне - напряженный гомеостаз с низкими порогами раздражительности, и следовательно с высокой чувствительностью к внешним воздействиям, то по мере развития ребенка начинают формироваться его психические аналоги в форме постоянного психического напряжения с высокой чувствительностью в сфере межличностных контактов. В ситуации жесткого отвергания возможны различные варианты психологической защиты, в принципе и не криминогенные.
В своих работах авторы обнаруживают присущие насильственным преступникам искажения в восприятии окружающих событий в основном в форме субъективной концепции агрессивности окружающей среды. Последний фактор, авторы рассматривают как достаточно общий во всех вариантах психологической защиты у лиц, совершивших насильственные преступления. Большое значение этой защиты состоит в том, что в ней со всей очевидностью просматривается общий радикал всей жизненной ситуации рассматриваемой категории лиц - внешнее отвергание, являющееся формой проявления агрессии.
Факт приписывания правонарушителем качества агрессивности окружающей его среде иногда называют механизмом проекции. Суть последнего состоит в том, что преступник неосознаваемо для себя переносит на окружающие ситуации и людей те особенности, которые отвергает в самом себе. Этот механизм кажется правдоподобным, потому, что в его основе лежит отношение отвергания - фундаментальное отношение в генезисе насильственных действий. Проекцию в данном случае можно понять как «выведение вовне», объективирование неприемлемых для данного лица особенностей его личности.
Необходимо отметить, что формирование самого механизма проекции происходит далеко не у каждой личности, но лишь у определенной их категории. Авторы предполагают, что в основе самой возможности образования способности к проецированию лежит вся та же ситуация отвергания, как межличностный прототип отношений «отбрасывания», «выведения за пределы, вовне». По сути дела, насильственный преступник, приписывая внешней ситуации или другому лицу агрессивные намерения, отторгает от себя то, с чем он не может примириться, не может интегрировать в структуру своей личности, в конечном счете он отторгает то, что не может подавить или нейтрализовать в себе.
«Я, каким кажусь себе»?
В психологии существует метод парного сравнения. Суть его в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого задания, теста попарно у людей, которые похожи между собой во всем, кроме того, что интересует исследователя. В каждой паре подростки отличаются друг от друга тем, что один растет в семье и учится в обычной школе, а друго ...
Краткий обзор методов и методик, используемых в диагностике младших
школьников. Диагностика психологической готовности к
школьному обучению
Нет, и не может быть единого теста для определения готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школе это многокомпонентное образование, которое включает в себя уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции познавательной деятельности, к социальной позиции школьника.
...
Первичные и вторичные свойства человека как индивида
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Понятие индивидуальность используется в психологии при описании двух явлений.
1. При анализе индивидуально-психологических раз ...