Другая психология » Основы психологии и педагогики » Психическое состояние стресса

Психическое состояние стресса

Стресс — это, прежде всего состояние психической на­пряженности, возникающее в ответ на сложные обстоя­тельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Однако, понятие стресса используется не только для опи­сания психического состояния, но также и физиологиче­ского. В общем, стресс — это постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемные ситуации.

Причины физиологического стресса: чрезмерные фи­зические нагрузки, высокая и низкая температура, го­лод, шум, болезнь, травма, операция и т.д.

Причины психологического стресса:

ситуации угрозы, опасности, обиды;

грубость, зависть, измена, несправедливость;

борьба за власть, крушение надежд, денежные про­блемы;

трудности с начальством, увольнение, предстоящий экзамен;

информационные перегрузки, когда человек не ус­певает принимать решения при высокой ответственно­сти за последствия.

Под воздействием этих и других стрессоров по коман­де симпатической нервной системы в кровь надпочечни­ками выбрасывается адреналин и норадреналин, что спо­собствует мобилизации организма. Когда же состояние мобилизации организма затягивается, гормоны повыша­ют интенсивность работы сердца, отчего повышается кровяное давление, могут развиваться сердечно-сосуди­стые заболевания.

Симптомы (характерные проявления) стресса:

нервозность и тревога;

тремор;

головные боли;

слабость и утомляемость;

боли в желудке и проблемы с пищеварением;

В покраснения лица;

ощущение паники;

беспричинный страх;

кошмары.

Отрицательные последствия

сильного стресса: общая уста­лость, апатия, отсутствие аппетита, раздражительность, острая реакция на критику, злоупотребление алкоголем, проблемы со здоровьем (гипертония, язва желудка, голов­ные боли).

Умеренный стресс полезен.

Канадский биолог и врач Ганс Селье, давший название этому явлению, говорил, что стресс был всегда. Отсутствие стресса — подобно смерти. Стресс — это спасательная реакция, сигнал тревоги, когда организ­му нужно в доли секунды мобилизовать силы на отражение опасности. Положительный стресс Селье называл эустрес-сом, а ослабляющий , чрезмерный — дистрессом.

Преодоление дистрессовых ситуаций

и часто связанных с ними состояний депрессии предполагает реализацию двух типов усилий: связанных с разрешением проблем­ной ситуации и связанных с регулированием эмоций.

Усилия по разрешению проблемы

выражаются в попыт­ках сделать что-нибудь конструктивное для изменения са­мой стрессовой ситуации. Для этого используют внешние ресурсы: деньги, социальную поддержку, снижение нагру­зок, полное разрешение конфликтов, примирение и т.д.

Усилия по регулированию эмоций

связаны с попытками контроля над собственными эмоциональными реакциями на стрессовые события. Помимо медикаментозных средств, это регулярный отдых, прогулки, глубокое дыхание, мы­шечное расслабление, управление воображением или ме­дитация и т.п. Такие методы позволяют снижать частоту сердечных сокращений, величину мускульного напряже­ния, артериального давления.

Для успокоения, то есть снижения психофизиологи­ческой и психоэмоциональной напряженности (стрес­са), полезны также:

—снижение для себя значимости сложившейся небла­гоприятной ситуации;

—наличие запасных, отступных стратегий или позиций;

—эмоциональная разрядка в сменяющих друг друга ви­дах деятельности (интеллектуальный и физический труд, общение, игра, физкультура, путешествия, рыбалка, дис­котека и т.п.);

—активизация чувства юмора и т.д.


Психология как наука
Психология (от греч. psyche - душа + logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения ...

Приложения
Приложение 1 Индивидуальные показатели состояния зрительных функций детей Контрольная группа №Испыт. Нарушение 1 Расходящиеся монолатеральное косоглазие 2 Расходящиеся монолатеральное косоглазие 3 Сходящиеся монолатеральное косоглазие 4 Амблиопия высокой степени 5 Сходящиеся аккамадацио ...

Количество опрошенных учащихся
% соотношение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 + + + + + + + + 80 2 + + + + + + 60 3 + + + + + + + 70 4 + + + + + 50 5 + + + + + + + 70 ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru