Психическое состояние стресса
Стресс — это, прежде всего состояние психической напряженности, возникающее в ответ на сложные обстоятельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Однако, понятие стресса используется не только для описания психического состояния, но также и физиологического. В общем, стресс — это постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемные ситуации.
Причины физиологического стресса: чрезмерные физические нагрузки, высокая и низкая температура, голод, шум, болезнь, травма, операция и т.д.
Причины психологического стресса:
ситуации угрозы, опасности, обиды;
грубость, зависть, измена, несправедливость;
борьба за власть, крушение надежд, денежные проблемы;
трудности с начальством, увольнение, предстоящий экзамен;
информационные перегрузки, когда человек не успевает принимать решения при высокой ответственности за последствия.
Под воздействием этих и других стрессоров по команде симпатической нервной системы в кровь надпочечниками выбрасывается адреналин и норадреналин, что способствует мобилизации организма. Когда же состояние мобилизации организма затягивается, гормоны повышают интенсивность работы сердца, отчего повышается кровяное давление, могут развиваться сердечно-сосудистые заболевания.
Симптомы (характерные проявления) стресса:
нервозность и тревога;
тремор;
головные боли;
слабость и утомляемость;
боли в желудке и проблемы с пищеварением;
В покраснения лица;
ощущение паники;
беспричинный страх;
кошмары.
Отрицательные последствия
сильного стресса: общая усталость, апатия, отсутствие аппетита, раздражительность, острая реакция на критику, злоупотребление алкоголем, проблемы со здоровьем (гипертония, язва желудка, головные боли).
Умеренный стресс полезен.
Канадский биолог и врач Ганс Селье, давший название этому явлению, говорил, что стресс был всегда. Отсутствие стресса — подобно смерти. Стресс — это спасательная реакция, сигнал тревоги, когда организму нужно в доли секунды мобилизовать силы на отражение опасности. Положительный стресс Селье называл эустрес-сом, а ослабляющий , чрезмерный — дистрессом.
Преодоление дистрессовых ситуаций
и часто связанных с ними состояний депрессии предполагает реализацию двух типов усилий: связанных с разрешением проблемной ситуации и связанных с регулированием эмоций.
Усилия по разрешению проблемы
выражаются в попытках сделать что-нибудь конструктивное для изменения самой стрессовой ситуации. Для этого используют внешние ресурсы: деньги, социальную поддержку, снижение нагрузок, полное разрешение конфликтов, примирение и т.д.
Усилия по регулированию эмоций
связаны с попытками контроля над собственными эмоциональными реакциями на стрессовые события. Помимо медикаментозных средств, это регулярный отдых, прогулки, глубокое дыхание, мышечное расслабление, управление воображением или медитация и т.п. Такие методы позволяют снижать частоту сердечных сокращений, величину мускульного напряжения, артериального давления.
Для успокоения, то есть снижения психофизиологической и психоэмоциональной напряженности (стресса), полезны также:
—снижение для себя значимости сложившейся неблагоприятной ситуации;
—наличие запасных, отступных стратегий или позиций;
—эмоциональная разрядка в сменяющих друг друга видах деятельности (интеллектуальный и физический труд, общение, игра, физкультура, путешествия, рыбалка, дискотека и т.п.);
—активизация чувства юмора и т.д.
Внимание. Обшая характеристика. Основные виды и свойства внимания.
В.-это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности.
Проблемы изучения В.входили в круг философского понятия аперцепции, разработал Лейбниц и Кант.
Апперцепция
выражает зависимость восприятия действительностиот прошлого опыта, общего содер ...
Количественный и качественный анализ полученных результатов
Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1‑го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первых курсов.
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень т ...
Воображение, мышление и речь дошкольников
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и ...