Понятие потребность, мотив. Иерархия потребностей человекаСтраница 4
Под мотивацией аффилиации понимается система целей, потребностей (стремление к общению или избегание общения) и мотивов (стремление к познанию, потребность в самоутверждении, стремление к сотрудничеству, общение ради общения), которые побуждают школьников вступать в познавательное общение в учебной деятельности. Мотивация аффилиации, входя в структуру мотивации учения, выполняет следующие функции: познавательную функцию (отражает приобретение школьниками знаний в процессе обучения), эмоциональную функцию (отражает переживания учеником своих отношений с людьми), интегративную функцию (отражает обогащение мотивационной сферы школьника).
Под мотивацией достижения понимается такая система целей, потребностей (потребность в достижении цели и страх неудачи) и мотивов (стремление к познанию при достижении учебных целей, потребность в самоутверждении, стремление к вознаграждению при достижении целей), которые побуждают школьника стремиться к достижению целей в учебной деятельности и быть активным в их достижении. Мотивация достижения выполняет определенные функции по отношению к мотивации учения: познавательную (отражает стремление ученика к приобретению необходимых знаний), эмоциональную (отражает влияние эмоций на учебную деятельность), интегративную (отражает систему самооценок деятельности и достигнутого результата).
В наших исследованиях установлено, что названные мотивации являются неотъемлемыми и доминирующими в структуре мотивации учения. Развитие мотивации достижения и мотивации аффилиации активизирует формирование познавательной потребности, познавательного интереса и других потребностей и мотивов в мотивационной сфере ученика. Установлена взаимосвязь развития исследуемых мотиваций и мотивации учения.
Мотивация конфликта в педагогическом аспекте не исследовалась более-менее целенаправленно: она не выделена как определенный вид мотивации, не рассматривается как педагогическая категория, не исследуется как компонент педагогического процесса. Поэтому авторами выдвинута гипотеза: для повышения эффективности педагогического процесса, для обеспечения развития индивидуальности школьника в педагогическом процессе наряду с другими видами мотиваций необходимо учитывать и мотивацию конфликта.
В связи с неизученностью рассматриваемых явлений (в педагогике и психологии) и непредставленностью их в понятиях, считаем необходимым ввести следующие понятия: мотивация конфликта - связанные с конфликтной ситуацией побуждения, позволяющие индивиду избежать конфликта или вовлекающие его в конфликтное взаимодействие, способствующие эффективному разрешению конфликта; конфликтогенность - совокупность признаков свойств мотивации в основных сферах индивида; уровни конфликтогенности - степень сформированности признаков конфликтогенности в основных сферах индивида; деструктивная мотивация конфликта - низкий уровень развития конфликтогенности - разрушающая конфликтная деятельность; непродуктивная мотивация конфликта - средний уровень развития конфликтогенности - продуктивная конфликтная деятельность отсутствует; конструктивная мотивация конфликта - высокий уровень развития конфликтогенности - конфликтная деятельность направляется на предупреждение эмоционального конфликта, создание и разрешение делового конфликта.
Мотивацию конфликта мы рассмотрим как педагогическую цель воспитания у учащихся конструктивного отношения к конфликтным ситуациям. В современных условиях остро ощущается необходимость в формировании у школьников мотивации, удовлетворяющей потребности в безопасности. Такой мотивацией может стать мотивация конфликта, высокий уровень развития которой придаст школьнику чувство уверенности в себе, самоуважения, достоинства, наделит его стремлением избавляться от страха и жизненных неудач. Добавим, что сформированная мотивация конфликта способствует удовлетворению и других потребностей: потребности в уважении, так как достижение успехов, признания, авторитета невозможно без обязательного и оптимального разрешения возникающих между людьми разногласий, конфликтов; познавательных потребностей, так как стремление много знать, уметь, понимать, исследовать предполагает стремление корректно и конструктивно отстаивать свои позиции, мнения, взгляды, убеждения.
Психологические
особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально –
психологической реабилитации. Психологические особенности личности военнослужащих,
получивших ранения
Данные психодиагностического обследования разных лет показали, что уровень тревожности, депрессии и общей психопатологической симптоматики в группе военнослужащих с ПТСР по всем шкалам оказался выше, чем в группе без диагноза. Обследование афганских ветеранов подтведило существование зависимости между тяжестью боевого опыта (количеством ...
Понятие о здоровом образе жизни
Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. Д. У. Нистрян пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и обр ...
Общие основы педагогики. Педагогика в системе наук о
человеке. Становление и развитие педагогики
Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правила ...