Другая психология » Предмет, задачи и особенности психологии как науки » Понятие потребность, мотив. Иерархия потребностей человека

Понятие потребность, мотив. Иерархия потребностей человека
Страница 3

Метажалобы касаются фрустрации метапотребностей, таких, как потребности в совершенстве, справедливости, красоте и истине. Этот уровень жалоб - хороший показатель того, что всё обстоит сравнительно благополучно. Когда люди жалуются на неэстетичносгь среды, это означает, что в отношении более фундаментальных потребностей они более или менее удовлетворены. Маслоу полагает, что жалобам не может быть конца, можно надеяться лишь на повышение их уровня. Жалобы на несовершенство мира, отсутствие совершенной справедливости и т.п. - это здоровые указания на то, что, несмотря на довольно высокий уровень фундаментальной удовлетворенности, люди стремятся к дальнейшему совершенствованию и росту. Фактически Маслоу полагает, что уровень жалоб может служить показателем просвещенности общества.

Как видим, мотивационная сфера представляет собой определенную систему потребностей и связанных с ними мотивов. Каждый человек наделен всеми группами основных потребностей в их разнообразных комбинациях. Говорить о том, какие из них лучше или хуже, некорректно.

Мотивационная сфера характеризуется также целями и целевыми установками. Как уже отмечалось, цель есть неотъемлемый компонент мотивации. Понятие цели - это, по своей сути, опережение реальных событий действительности. Цель - не просто предполагаемый результат деятельности, а желаемый ее результат, то, к чему человек стремится, осуществляя деятельность. Осознавая цель, человек осознает образ желаемого будущего, а потому стремится к ее достижению и подчиняет ей свои действия. От цели, целеполагания и целеустремленности зависит, как человек осуществляет деятельность, какую позицию занимает, как выбирает соответствующие решения и способы поведения.

Таким образом, мотивационную сферу человека составляет совокупность потребностей, мотивов и целей, которая формируется и развивается в течение всей его жизни. Часть мотивационной сферы, которая формируется на определенном этапе жизни человека, называется мотивацией. Мотивация первоклассника, мотивация школьника, мотивация студента, мотивация работающего человека составляют только часть мотивационной сферы - ту, которая формируется на определенном этапе его жизни и связана с определенными целями его жизнедеятельности. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии "социальной ситуации развития" (Л.С. Выготский), в которой она формируется. Существенным здесь являются такие деятельности, как учебная, профессиональная или одновременно учебная деятельность и производительный труд.

У школьника ведущая деятельность - учебная, поэтому правомерно говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения. Активным в учении является тот, кто осознает потребность в знаниях, у кого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Все это составляет мотивацию учения.

Мотивация учения представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.

Итак, сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения состоят в том, чтобы получить в будущем престижную профессию, другие стремятся лучше познать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены это делать под давлением родителей и учителей. Мы видим большое многообразие целей, у каждого человека они разные, поэтому характер мотивации у каждого имеет свои особенности.

Рассмотрим содержание потребностей, порождающих мотивацию учения. Рассмотрение мотивации учения как системы предполагает выделение основного, доминирующего ее компонента, организующего структуру мотивации. Таким компонентом В.С. Ильин считал познавательную потребность, другие ученые (Ю.К. Бабанский, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина) к доминирующим элементам мотивации относят и познавательный интерес. Но эти компоненты, связанные с процессом учебного познания, в то же время не связываются педагогами с другими процессами, имеющими, несомненно, побудительный характер. В любом акте общественно-трудового взаимодействия с себе подобными человек является одновременно субъектом предметно-практической деятельности, познания, межличностного общения и делового взаимодействия. Очевидно, что и школьник является субъектом одновременно учебной деятельности, труда, общения и взаимодействия. В этой связи в педагогическом процессе можно выделить несколько подпроцессов: интеллектуальные и трудовые, общения, достижения успеха, самопознания, взаимодействия учащегося и учителя. Источниками активности выделенных подпроцессов являются соответственно интеллектуальная потребность, потребности в познании, труде, самоактуализации, самопознании, общении (аффилиации), достижении, конфликтогенная потребность, потребность в развитии своей индивидуальности. Потребности, как известно, осознаются в виде конкретных побуждений-мотивов к конкретным объектам, обстоятельствам и деятельности, в которых они удовлетворяются. Эти побуждения образуют мотивацию потребности, то есть некоторое устойчивое множество мотивов, которые черпают свою энергию из удовлетворения данной потребности и его предвосхищения. Таким образом, каждой потребности может соответствовать определенное множество мотивов, которые питаются ее энергией. Такие потребности называются фундаментальными, порождающими соответствующие им мотивации. Считаем правомерным утверждать, что в состав мотивации учения школьника наряду с познавательной входят и названные потребности (интеллектуальная, самоактуализации, самопознания, достижения, аффилиации, потребность в труде, в развитии своей индивидуальности и конфликтогенная).

Страницы: 1 2 3 4 5


Психодиагностическая процедура, психодиагностические средства и их использование в работе психолога
Психодиагностика нарушенного развития должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т.е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные о ...

Понятие личности несовершеннолетнего правонарушителя. Вопросы терминологии
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы у ...

Развитие профессионально-технического и среднего специального образования
Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетаний с об­щим образованием, духовным и физическим развитием. Профессионально-техническое образование осуществ­ляется на основе полного общего среднего образования, а также на основе базового ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru