Другая психология » Предмет, задачи и особенности психологии как науки » Понятие потребность, мотив. Иерархия потребностей человека

Понятие потребность, мотив. Иерархия потребностей человека
Страница 1

Отчего одним интересно учиться, а другим - нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие - нет? Почему одни хотят учиться, а другие - нет? Подобные вопросы часто задает себе каждый учитель. Для того чтобы найти эффективные педагогические средства воспитания у учащихся желания учиться, интереса к знаниям, необходимо предварительно уяснить, что собой представляют мотивы, мотивационная сфера, каковы закономерности ее развития. Почему именно мотивационная сфера? А как же сфера интеллектуальная? Все дело в том, что в основе нашей деятельности и поведения лежат не только мышление, но и потребности и мотивы.

Отказ от взгляда на мышление человека как на источник и движущую силу его деятельности, признание потребностей исходной причиной человеческих поступков представляет начало подлинно научного объяснения целенаправленного поведения людей. По словам Ф. Энгельса, " . люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей". Влияние потребностей на наши поступки показал Маркс: " . никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей" . Поскольку именно потребности и производные от них трансформации - мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. - представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует, по мнению психологов (С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов), рассматривать как ядро индивидуальности, как самую существенную ее характеристику. Любой анализ индивидуальности окажется частным и второстепенным при абстрагировании от мотивационной сферы. Характеристика ее начинается с уяснения и анализа потребностей человека.

Потребности отражаются в сознании в виде образов. Образы, побуждающие человека к определенному поведению и отражающие объекты удовлетворения потребностей, называются мотивами. Мотив - это осознанное побуждение, осознанная потребность. Потребности являются источником активности человека, а мотив выражает направление его активности. Слово "мотив" (французское "motif") означает "двигаю". В психологии термин "мотив" означает осознанное побуждение человека к деятельности. С другой стороны, мотив - это осознанная потребность. Мотивы связаны также с целями, которые человек ставит. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Чтобы разобраться в сущности мотивационной сферы, необходимо рассмотреть ее состав: состав потребностей, мотивов и целей. Попробуйте назвать какие-либо свои потребности. Хочу спать, хочу есть, не хочу сидеть на лекции, не хочу быть хуже других, хочу побыть один и т.п. Как видим, наши потребности представляют не что иное, как желание действовать определенным образом, то есть потребность требует выполнения действий, в результате которых она удовлетворяется (насыщается). Потребность является источником активности человека - он всегда действует, чтобы удовлетворить потребность. По действиям человека можно судить о его потребностях. Например, на уроке кто-то слушает рассказ учителя, кто-то разговаривает с соседом, кто-то читает детектив, то есть каждый удовлетворяет разные потребности. Деятельность, удовлетворяющая потребность, составляет процессуальную ее сторону. Предмет, на который направлена потребность (продукт, в котором испытывается недостаток), называется нуждой или содержательной стороной потребности.

Следовательно, потребность, как правило, имеет две стороны - процессуальную и содержательную. Но некоторые потребности могут быть и без нужды, беспредметные. Например, потребность размышлять, общаться ("болтать"), учиться всему и ничему (дилетанты), потребность много спать, решать кроссворды, головоломки. Здесь нет объективной нужды - есть потребность в самой деятельности. Самая значимая из этих потребностей - интеллектуальная. Но мало кто из людей пользуется этой потребностью для своего развития. " Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю" (Дж. Бернард Шоу).

Страницы: 1 2 3 4 5


Феномен интериоризации с точки зрения ученых
По мнению К. В. Рубчевского, интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. культурно-историческая теория Л. С. Выготского основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на с ...

Поведенческая концепция личности
В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социоло­гического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непо­средственные ко ...

Личностные и профессиональные факторы эмоционального «выгорания»
Профессиональным и личностным факторам эмоционального «выгорания» способствует эмоциогенная ситуация. П.Фресс утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эмоциогенная ситуация это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru