Другая психология » Предмет, задачи и особенности психологии как науки » Понятие потребность, мотив. Иерархия потребностей человека

Понятие потребность, мотив. Иерархия потребностей человека
Страница 1

Отчего одним интересно учиться, а другим - нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие - нет? Почему одни хотят учиться, а другие - нет? Подобные вопросы часто задает себе каждый учитель. Для того чтобы найти эффективные педагогические средства воспитания у учащихся желания учиться, интереса к знаниям, необходимо предварительно уяснить, что собой представляют мотивы, мотивационная сфера, каковы закономерности ее развития. Почему именно мотивационная сфера? А как же сфера интеллектуальная? Все дело в том, что в основе нашей деятельности и поведения лежат не только мышление, но и потребности и мотивы.

Отказ от взгляда на мышление человека как на источник и движущую силу его деятельности, признание потребностей исходной причиной человеческих поступков представляет начало подлинно научного объяснения целенаправленного поведения людей. По словам Ф. Энгельса, " . люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей". Влияние потребностей на наши поступки показал Маркс: " . никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей" . Поскольку именно потребности и производные от них трансформации - мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. - представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует, по мнению психологов (С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов), рассматривать как ядро индивидуальности, как самую существенную ее характеристику. Любой анализ индивидуальности окажется частным и второстепенным при абстрагировании от мотивационной сферы. Характеристика ее начинается с уяснения и анализа потребностей человека.

Потребности отражаются в сознании в виде образов. Образы, побуждающие человека к определенному поведению и отражающие объекты удовлетворения потребностей, называются мотивами. Мотив - это осознанное побуждение, осознанная потребность. Потребности являются источником активности человека, а мотив выражает направление его активности. Слово "мотив" (французское "motif") означает "двигаю". В психологии термин "мотив" означает осознанное побуждение человека к деятельности. С другой стороны, мотив - это осознанная потребность. Мотивы связаны также с целями, которые человек ставит. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Чтобы разобраться в сущности мотивационной сферы, необходимо рассмотреть ее состав: состав потребностей, мотивов и целей. Попробуйте назвать какие-либо свои потребности. Хочу спать, хочу есть, не хочу сидеть на лекции, не хочу быть хуже других, хочу побыть один и т.п. Как видим, наши потребности представляют не что иное, как желание действовать определенным образом, то есть потребность требует выполнения действий, в результате которых она удовлетворяется (насыщается). Потребность является источником активности человека - он всегда действует, чтобы удовлетворить потребность. По действиям человека можно судить о его потребностях. Например, на уроке кто-то слушает рассказ учителя, кто-то разговаривает с соседом, кто-то читает детектив, то есть каждый удовлетворяет разные потребности. Деятельность, удовлетворяющая потребность, составляет процессуальную ее сторону. Предмет, на который направлена потребность (продукт, в котором испытывается недостаток), называется нуждой или содержательной стороной потребности.

Следовательно, потребность, как правило, имеет две стороны - процессуальную и содержательную. Но некоторые потребности могут быть и без нужды, беспредметные. Например, потребность размышлять, общаться ("болтать"), учиться всему и ничему (дилетанты), потребность много спать, решать кроссворды, головоломки. Здесь нет объективной нужды - есть потребность в самой деятельности. Самая значимая из этих потребностей - интеллектуальная. Но мало кто из людей пользуется этой потребностью для своего развития. " Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю" (Дж. Бернард Шоу).

Страницы: 1 2 3 4 5


Организация и проведение исследования
Основной задачей нашего исследования являлась изучить влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стиль общения в зрелом возрасте. База проведения исследования: ДОУ № 2. Особенности выборки: общее число участников – 40 человек, из них из них: мужчин - 20, женщин – 20. Возрастной состав испытуемых – 25 – 60 лет. ...

Методика
Методика взята из практикума по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Тест «Подростки о родителях» Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращённо подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. О ...

Роль педагога в системе Монтессори
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дид ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru