Другая психология » Проблема отцовства в современной тувинской семьи » Методы исследования отцовства в психологической практике. Экспериментальное исследование структуры отцовства

Методы исследования отцовства в психологической практике. Экспериментальное исследование структуры отцовства
Страница 1

Исследование структуры феномена отцовства проводилось в соответствии с разработанной нами в процессе теоретического анализа феномена моделью структуры отцовства и выдвинутой гипотезой.

Исследование проходило в городе Кызыле, с ноября 2002 г. по март 2003 г. В исследовании приняли участие 99 мужчин, поделенных на две группы по признаку наличия детей (50 мужчин, имеющих детей, 49 мужчин без детей). Обе группы были уравнены по возрасту (средний возраст мужчин, имеющих детей - 32 года, мужчин без детей — 29 лет) и социальным характеристикам - в основном испытуемые являлись служащими (71% - в первой группе, 68% - во второй), студентами (8% и 10% соответственно), предпринимателями (18 и 19% соответственно), временно неработающими (по 3% в каждой группе) с высшим (49 и 51% соответственно), среднетехническим и средним специальным образованием. Выборка формировалась случайным образом. Данные, полученные с помощью исследования, были подвергнуты статистической обработке, факторному, кластерному и корреляционному анализам. Результатом стало выявление компонентов структуры отцовства, что было положено в основу дальнейшего исследования.

Процедура разработки и апробации анкеты в двух вариантах включала в себя разработку вопросов, необходимых для выявления различных аспектов отцовства, включающих общие представления об отцовстве, детерминированные социальными стереотипами, оценку отношений с собственным отцом, оценку отношений с ребенком. Для оценки эффективности вопросов сначала была проведена предварительная апробация их с помощью метода беседы, затем анкета была предложена 25 мужчинам различного возраста (от 18 до 59 лет) для выявления недочетов, дальнейшей корректировки и уточнения вопросов анкет. В результате исследования было выявлено, что большинство испытуемых (74%) полагают отцовство, как и родительство вообще, а также различные аспекты воспитания, естественным и простым процессом, однако затрудняются ответить на уточняющие вопросы, такие, как различие функций отца и матери, отношение к практике совместных родов, специфика отцовской роли, конкретная реализация функций отца.

В основу исследования структуры отцовства была положена разработанная нами в ходе теоретического исследования структурная модель отцовства, которая включает четыре блока: потребностно-эмоциональный, операциональный, ценности смысловой и оценочный, включающий в себя социальную и личностную оценку. Для выявления содержания данных блоков нами использовались следующие методики: Шестнадцати факторный опросник Кеттелла — 16PF, Тест смысло-жизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева, методика «Личностный дифференциал», методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шеффера-Белла и др. (Schaefer E.S. - Bell К.А.),а также некоторые вопросы анкеты, имеющие интервальную шкалу измерения.

На основе анализа индивидуальных протоколов респондентов была получена общегрупповая матрица данных. Уровневые характеристики выборки, состоявшей из 99 человек, представлены в табл. 1, из которых видно, что наибольшей дисперсией характеризуются данные, полученные по шкалам теста смысложизненных ориентации (СЖО), наименьшей дисперсией характеризуются шкалы Шестнадцатифакторного опросчика Кеттелла и опросчика PARI. Таким образом, наибольший разброс наблюдается в данных по смысложизненным ориентациям, причем как для всей выборки, так и для групп, разделенных по признаку наличия детей, что свидетельствует о высоких индивидуальных различиях результатов данного опросчика. Данные, полученные с помощью Шестнадцатифакторного опросчика Кеттелла и опросчика PARI, являются более однородными как внутри выборки, так и внутри каждой группы, что для PARI свидетельствует о наличии определенной модели поведения. Сравнение результатов данного исследования со статистическими нормами говорит, что средние и стандартные отклонения данных по шкалам ЛД и СЖО находятся в рамках статистических норм данных методик, данные по опросчику PARI являются высокой нормой, данные по 16PF соответствуют средним значениям норм. Проверка по критерию Фишера при уровне значимости, равном 0,05, показала, что дисперсии обеих групп различаются незначимо. Таким образом, незначительные различия генеральных дисперсий выборок позволяют использовать для проверки статистических гипотез критерий Стьюдента и корреляционный анализ (Боровиков В.П., Боровиков И.П., 1998).

Страницы: 1 2


Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются взрослыми. Наиболее интенсивно предметные игры развиваются на втором году жизни ребёнка. В этот пери ...

Авторитетный стиль
Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либера ...

Варианты исхода межличностного конфликта
Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида. Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого. Второй — затрагивает лишь фор ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru